День России, отмечаемый в стране 12 июня, город Александров встретил счастливым похмельем, наступившим после понедельничного выходного, и рутинной работой на огородах. Главным же событием праздничного дня можно считать фестиваль «Виват, Россия!», устроенный в окрестностях Александрова — на Немецких горах.
Немецкие горы — это еще одна природно-историческая зона, которую, вкупе с Каринским полем, взял под свою опеку Александровский художественный музей со своими единомышленниками-общественниками. Название месту, согласно наложенной на исторические документы народной молве, дали учения так называемых «потешных войск» Петра I, состоявшиеся в 1689 году. А точнее, присутствие во время этих «конных экзерциций с пушечной стрельбою» командира-иноземца, уроженца Шотландии Патрика Гордона. Для россиян, говорившие на непонятных для их уха языках иноземцы, приравнивались к немым. Так, собственно, и стали называть их —немцы, что значит — немые. Помните, Николай Гоголь в примечании к рассказу «Ночь перед Рождеством» написал: «Немцем у нас называют всякого, кто только из чужой земли, хоть будь он француз, или цесарец, или швед — все немец». Вот и получается, что горы в окрестностях Александрова названию своему обязаны лингвистическому бессилию наших соотечественников. А найдись среди них какой толковый толмач, то, глядишь, горы могли бы называться Шотландскими.
Вот на этих-то Немецко-Шотландских горах и развернулись празднования, приуроченные одновременно к пребыванию на Александровской земле младого Петра I, решившего поиграть в живых солдатиков, из которых, впрочем, потом были сформированы два первых гвардейских полка русской армии — Преображенский и Семеновский. И
Само действо фестиваля «Виват, Россия!» было весьма схоже с действием фестиваля «Отчизны верные сыны», уже который год разворачивающегося на Каринском поле: соответствующие эпохе бравые солдаты, красивые лошади из близкорасположенного конно-спортивного клуба, патриотические песни и стихи в исполнении друзей музея из соседних городов. Да и на подходах к фестивальной площадке наблюдался знакомый антураж: китайские сувениры на лотках, клюквенный напиток и пирожки от ресторанных лотошников, ставящие руку дилетантам-стрелкам мастера-лучники. Вот разве что сценарий был динамикой пожиже, и лотков стояло поменьше. Да и о проведении заявленной в программе «исторической реконструкции», в том серьезном виде, как она проходит, например, на Бородинском поле, или даже на том уровне, как ее воплощают на Каринском поле, говорить пока не приходится. Ну, да так и фестиваль-то существует всего ничего. Прошел всего год, как на Немецких горах высадился первый серьезный десант по расчистке местности от человечего мусора, и на расчищенном месте был водружен памятный знак в честь пребывания в Александровской слободе Петра I. «Раскрутка» фестиваля и наделение его чертами уникальности и непохожести впереди. Главное в его проведении то, что таким образом сотрудники музея «застолбив» историческое место, пытаются расширить границы туристической привлекательности города Александрова, подарить горожанам еще один праздник, и, пожалуй, самое главное, не допустить появления очередного дачного кооператива на привлекательном куске земли, связанного исторической памятью с первым российским императором.
Эдуард Егоров,
фото автора.