Трудный подросток — это постоянная головная боль и родителей, и школы. Потом присоединяется милиция и трудному становится еще труднее. За ним закрепляется определенная репутация, он хулиганит, ворует, дерется, курит, пьет, ведет антиобщественный образ жизни. Ну и так далее.
Дальнейшая судьба туманна, и большей частью прогноз ее неблагополучен. Вернуть такого человека в добропорядочное русло трудно. Но надо стараться, надо бороться за каждого нашего мальчишку, пусть самого трудного. Чего только не предпринимает творчески работающее подразделение по делам несовершеннолетних, совместно с администрацией округа. Этим летом впервые организован военно—патриотический лагерь на базе воинской части, которая находится в Арсаках. На прошлой неделе мы проведали ребят и посмотрели, как они там живут.
Вводную нам дал заместитель командира части по воспитательной работе Владимир Пуликов. Он рассказал, чем занимаются ребята. Они живут в казарме, в отдельной комнате, питаются в солдатской столовой, правда, рацион отличается от солдатского в лучшую сторону, но все равно приближен к боевому. Занимаются с подразделением офицер, сержант и учитель физкультуры. Из военной тематики изучают устав, различие воинских званий, символику нашего государства. Кроме этого строй, дисциплина строя, дисциплина воинская. «Так как дети трудные, — поясняет Владимир Владимирович, — у них с дисциплиной проблемы, то этому уделяется большое внимание. Строем они ходить научились, даже песню выучили и поют». Кроме этого ребята купаются, играют в спортивные игры, помогают монахам из расположенной рядом Зосимовой пустыни.
Послушав рассказ Владимира Владимировича, мы отправились посмотреть на необычное подразделение. Ребята были как раз на военных занятиях. Одна группа разбирала пулемет, другая — училась залегать с автоматом перед стрельбой. Очень серьезные, в разнокалиберном комуфляже, они пристегивали магазин к автомату и говорили сержанту «Автомат заряжен, к бою готов». Сержант отвечает «Наблюдай». Потом солдат целится, типа стреляет, отстегивает магазин и докладывает: «Стрельбу закончил, патронник пуст». Потом надо взять автомат и встать. Все просто, но как показывает сержант — сразу видно, что для такой легкости и грациозности нужны годы тренировок.
Ребята были так увлечены, что мы только одному из них, Даниле, задали вопрос о том, ну как ему тут.
— Нравятся и занятия, и коллектив, который подобрался. Мы выполняем всяческие обязанности, питание хорошее, пятиразовое. Зарядка каждый день. Помогаем церкви. Но с лейтенантом Николаевым поговорили поподробнее.
— Скажите, отличаются эти ваши воспитанники от солдат срочной службы?
— У них больше, чем у солдат, стремления все изучить и понять. Выражается в том, что они стараются всего побольше узнать и научиться. За две недели они уверенно научились разбирать—собирать автомат, знают меры безопасности. Ребята — молодцы, их не приходится ни подгонять, ни заставлять. Скоро они закончат теорию и начнутся практические занятия на стрельбище по мишеням. За оставшееся время как раз получат основные навыки.
— А подтянуться на перекладине они уже могут?
— Уже могут. Они физически, конечно, окрепли заметно здесь.
— Можно ли сказать, что из трудных подростков могут вырасти настоящие профессиональные военные?
— Могут, без проблем. Например, Максимов, Гордиенко. Да и другие тоже, стремление есть у всех.
Вот так, может быть «трудность» подростков — это верный признак того, что перед нами будущий военный, который может стать настоящим героем — десантником, летчиком, танкистом, да мало ли военных специальностей. Просто этой энергии надо дать вылиться в нужное русло. Для этого нужны военно-патриотические лагеря.
Владимир Пуликов: — Думаю, продолжение таких военно-патриотических лагерей будет. Их надо развивать. Есть уже мысли по поводу материальной базы. Нужны палатки, потому что для подростков это интереснее, чем казарма. Им надо сменить обстановку. Наше государство становится на ноги. Рано или поздно мы придем к тому моменту, что будем нормальным обществом. А для этого надо заниматься нашими подрастающими поколениями. Трудно, не трудно — это делать, но надо. Существует целая государственная программа военно-патриотического воспитания, а мы, военные, — часть государства, поэтому, мы поддерживаем политику государства и, как бы трудно это ни было, мы это дело будем продолжать. Если, конечно, руководство округа будет эту инициативу развивать.
Хочется надеяться, что администрация будет развивать эту инициативу.
Маргарита Ёлкина, при участии Дмитрия Семенова