Вы здесь
Главная > История и культура > История > Откуда на Владимирщине появились львы?

Откуда на Владимирщине появились львы?

Екатерининская эпоха подарила Александрову в 1781 году свой отличительный знак — городской герб. На нем, помимо слесарных тисков и наковален, как и на большинстве гербов Владимирской земли, красуется лев. Сильное и властное животное вряд ли когда обитало в этих краях, но почему же именно оно стало символом Владимирщины?

Подавляющее большинство работ историков и краеведов при описании владимирского герба обходится упоминанием наличия на нем льва, а вернее, некоего загадочного зверя, именуемого леопардовым львом. Таким термином принято в западноевропейской геральдике обозначать фигуру восстающего льва, личина которого повернута на зрителя. В том или ином виде фигуры льва весьма часто встречаются в белокаменной резьбе соборов XII-XIII веков во Владимире, Суздале, Юрьев-Польском. Много этому поспособствовал князь Андрей Боголюбский, который, по сообщению историка Василия Татищева, получил мастеров от императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссы. Благодаря именно этим мастерам-ломбардинцам, резко изменившим архитектурный стиль Залесской Руси, появились в наших краях храмы с обильным белокаменным узорочьем, щедро украшенные изображениями львов. А фигура льва с того времени стала родовым знаком Андрея Боголюбского, со временем перейдя на Владимирский герб. Но вряд ли мастера, выполняющие княжеский заказ, могли диктовать ему тематику резьбы.

Появление этих львов можно было бы связать с перемещением (по сути, кражей) боголюбивым князем на Владимирскую землю из поднепровского Вышгорода одной из главных русских святынь — византийского образа Богородицы. Той самой, которая потом станет Владимирской. Отец Девы Марии по библейскому преданию происходил из рода колена Иудина, от которого вел свою родословную знаменитый израильский царь Давид. Символом иудина колена является лев. А значит, и рожденный ею Иисус подспудно принял этот знак, ставший в христианской традиции одним из его символов. Но был ли Андрей Боголюбский таким уж специалистом по Ветхому Завету, чтобы украсить храмы городов своего княжества символами власти израильского царя и знаками Мессии? Ведь христианизация Руси только еще началась, происходила долго, не всегда безболезненно для страны, и растянулась потом на века.

Наш современник, автор печатного труда «Истоки русской геральдики» Андрей Силаев, считает, что лев в символике славян появился задолго до принятия ими христианства. По одной из озвученных им в этом труде версий, образ льва появился у праславян во время скитаний по азиатскому континенту во II тыс. до н. э. По другой версии, славяне заимствовали символ у тюркских народов Великой Степи, у которых лев был покровителем власти. В любом случае, по мысли автора, лев, так же, как и двуглавый орел, не являлся прямым заимствованием с Востока или Запада: «Он появился из глубин славянской мифологии, но обрел новый смысл, новое звучание благодаря распространению христианства и, оставаясь в памятниках Владимиро-Суздальской Руси выразителем характерного для X — XIII вв. двоеверия, декларировал незыблемость власти владимиро-суздальской династии Мономашичей». Двоеверие — это наложение обрядов православной церкви на дохристианские верования. Так, резчик, изваявший на Дмитровском соборе во Владимире фигуру царя Давида, снабдил ее надписью «ДА БЪ» — Даждьбог. Даждьбог — один из главных богов в восточнославянской мифологии, бог плодородия и солнечного света, считающийся предком князей и, вообще, русских людей. В славянских мифах во время битвы Даждьбога с отцом Перуном, первый из них превращается в льва.

Так или иначе, владимирский лев, по словам Андрея Силаева, стал символом «не только северо-восточной ветви Мономашичей, но и самого двоеверия: в нем сосуществовали и боролись между собой представления и языческой, и христианской мифологий».

Да и поныне лев остается в наших краях излюбленным символом, который олицетворяет притязание на царственную власть, пусть не государственного, а местечкового масштаба. Чему свидетельствуют, например, современные интерпретации львов, появившихся в корпоративном («цеховом») гербе одной из александровских строительных компаний, а также скульптур, установленных у возведенных ею домов. Или львы, появившееся в свое время во дворе трехэтажного дома «с конями» на улице Красносельская, хозяином которого был цыганский барон. Парочка гривастых созданий «поселилась» и рядом с домом одного из местных депутатов, расположенном у Стрелецкого моста.

Геральдисты, те, кто занимается изучением и составлением гербов, утверждают, что с помощью символики «можно дать понять людям, в какой стране они живут, какие у них корни, что они собой представляют и каково их историческое предназначение». Но вот молодые александровские львы на цеховом гербе строительной компании лично у меня как-то не увязываются со словами геральдистов. А на место львов, охраняющих въезд в бывшую Стрелецкую слободку, наверное, и впрямь было бы уместнее поставить фигуры стрельцов, как это предложила александровский краевед Виктория Боравская. Но влиятельные льволюбы решили по-своему.

Эдуард Егоров,
фото автора.

Оцените материал

Комментарии на “Откуда на Владимирщине появились львы?

  1. Очень хорошо,что стали украшать дома скульптурами и орнаментами.Надоела серость наших построек.И так всё уныло,а тут хоть глаз радует.

  2. Вообще-то существует процедура размещения скульптур, памятников и даже мемориальных досок, или путевых столбов, крестов-часовенок, даже тумб для объявлений на территории любого поселения. А эти серийные кладбищенские львы смотрятся дешёвым кичем. Этот к тому же установлен прямо на тротуаре, а не на частной территории любителя подобного «искусства». Хочешь украсить свой участок — пожалуйста, а размахнулся шире — обращайся в комитет по культуре и памятникам, почитай историю, посмотри старинные открытки, гравюры, фотографии.

    1. Ну о чем вы? У нас дома в Александрове без разрешения возводят ( к примеру, пятиэтажка на Военной улице), а вы про каких-то там львов. Это ж мелочи!

      1. У нас же есть гл.архитектор в городе? Или ему не до этих «мелочей»? У него очевидно есть «дела» по ВАЖНЕЕ? Например: ФОТОСЪЕМКА с параплана г.Александрова! А зарплату ЕЖЕМЕСЯЧНО он ПОЛУЧАЕТ ЗА ФОТОСЪЕМКУ с высоты птичьего полета г.Александрова?

        1. А кто у нас гл. архитерктор? У нас в адм. города есть такая должность? Облазил весь сайт адм. города, не нашел такой должности.
          Есть зав. отделом архитектуры и градостроительства. Одной из задач отдела является: . «Проведение градостроительной политики и осуществление градостроительных мероприятий, направленных на решение текущих и перспективных задач комплексного социально-экономического развития подведомственной территории, совершенствование среды жизнедеятельности и улучшение архитектурного облика города Александрова.»
          Гл. архитектор города и зав. отделом — вещи абсолютно разные. Так что — мы не имеем гл. архитектора?

      2. Говорят, что все разрешения имеются. И домик там не выбивается из окружаюшей архитектуры. Да и вообще-то это книжная лавка для школяров.

  3. Львы появились на Владимирщине во времена насаждения христианства. Чуть ранее аналогичный владимирскому лев появился как герб в Киликии, основанной пришлыми хайями (совр. армяне). Такое сходство дает все основания утверждать, что христианские миссионеры или даже владимирские князья были из хайев, оттого и герб закрепился. Лев никогда не водился на Руси, а если его никто не видел, как же он мог быть нашим символом. Все это чужеродное, как и христианство..

    1. Так у нас и двуглавые орлы не водились. А русская матрешка — переработанный образ японской игрушки. Да и балалайку русские заимствовали то ли у татар, то ли у киргизов. Значит и это — чужеродное? И, значит, все это нужно гнать поганой метлой за пределы страны? И что тогда останется?

  4. Уважаемый, если вы искренне считаете, что Русь началась только 1000лет назад, да и то, когда евреи, хайи и греки принесли нам заунывную рабскую психологию в виде христианства, то и поклоняйтесь религии чужого народа и боготворите тюркско-хазарского двуглавого орла-символ смерти и тьмы. И поныне в горных районах Турции проводят обряд разрубания головы орла надвое, обычно при свадьбах. То есть в нашем случае все точно совпадает-государством правят кагалы и масонские ложи, а им вторит и дурачит народ ЗАО РПЦ. Вторая голова орла на гербе-подсаженная голова. И в природе вообще нет двуглавых орлов-а сиамские близнецы-в любом случае уродство… И если вы искренне верите, что балалайка или гусли заимствованы у татар, которых русские же научили всему и придумали им алфавит, то ваш уровень самосознания по прежнему на рабском уровне… Заходите на славянские, языческие сайты, изучайте историю, а все чужеродное действительно надо отправить восвояси.

  5. Нет, герб Владимира появился возможно по другой причине. Несмотря, на все старания идеи Силаева ошибочны. Он не историк, а любитель. Многое, что он пишет в своих книгах не соответствует действительности, хотя как художник он отличный. Ему бы лучше, прежде чем писать книги, лучше со спецами посоветвоваться. Пользы было бы больше. К сожалению, ничего нельзя сказать про эмблематику Андрея Боголюбского. Но, скорее всего, у наших князей не было еще родовых гербов. Были печати с со святыми покровителями, такая традиция была и в Византии. Лев появился только в 17 веке впервые как эмблема, разные версие почему так получилось. Но вероятно, раньше Владимир не выделяли как особый «субъект» в Великом княжении. Если это было так, то на печати Ивана Грозного, среди других территориальных эмблем — Новгорода, Смоленска, Рязани и т.д. был бы и символ Владимирский. Но его нет. То есть всадник с копьем как герб Великого князя Московского и Владимирского был гербом одновременно и Владимира. И так продолжалось вплоть до Алексея Михайловича.
    А изображение льва на щите св. Георгия из собора Юрьева Польского трудно назвать гербом. Известны и другие иконы святых воинов-мучеников с таким же символом. Например, византийская икона святого Дмитрия Солунского — там тоже лев. ПРичем , очевидно без всякой связи к владимирской земле.

    1. Опять же на высказанное вами сомнение о наличие герба А. Боголюбского, жившего в 12 веке, есть изыскания историков.
      1. Пётр I особое внимание уделяет геральдике. В 1722 году была учреждена Герольдмейстерская контора, а также должность герольдмейстера. С этого времени начинается история официальной российской геральдики
      2. Официальной… а до этого, тем не менее, существовали изображения гербов, вот факты:
      «…Андрей строит множество храмов и городов, завершает строительство Владимира, а окончание строительных работ отмечает установлением кивория, каменной чаши с выбитым на дне восьмиконечным крестом. Такая же чаша стояла в Иерусалиме в храме Святая Святых – Гроба Господня и означала пуп Земли (центр мира). А на герб княжества Владимиро-Суздальского выносит коронованного льва с серебряным крестом в лапе, стоящего на задних лапах. Почти что герб Иерусалима. Только там лев без короны…»

  6. Если хорошо порыться в Интернете, то можно найти такое (информация с сайта statesymbol.ru — раздел Государственная символика)
    «История герба восходит к XII веку. Ряд исследователей считают, что фигура льва была родовым знаком владимирских князей, начиная с Андрея Боголюбского (XII век). В Титулярнике 1672 года животное представлено как «идущий вправо лев». Дело в том, что царственный стоящий на задних лапах зверь был изображен в основной геральдической форме — туловищем и головой в профиль. Такой же в принципе осталась эмблема Владимира и в 1781 году как главного города наместничества после образования в 1778 году Владимирской губернии как наместничества. Но в XIX веке при составлении герба Владимирской губернии голову льва изобразили прямо к зрителю (в фас). В результате, по правилам геральдики, он стал «львиным леопардом». Таковым остается и поныне.»
    Так что, морду лев повернул к смотрящему в 19 веке, а вовсе не при А.Боголюбове.

  7. Ну а предложение разместить статуи стрельцов — стоит денег, не таких как со львами. Статуи львов сейчас продают где угодно. А вот стрельцов надо заказывать. У александровского краеведа Виктории Боравской есть предложения, где взять эти средства? Вот когда эти средства найдутся, тогда, наверное, у нас появится и главный архитектор в городе.

    1. У меня есть предложение где деньги на стрельцов взять — выкроить из бюджета, запланированного на празднование 500-летия Александровского кремля, которое будет отмечаться в следующем году.

        1. На сайте городской администрации в списке нормативно-правовых актов за № 676 можно скачать Муниципальную целевую программу «Александровский кремль – 500 лет»: http://www.gorodaleksandrov.ru/administration/normative/2012.php
          Там расписано на что планируется потратить деньги.

  8. Гуманоиду.

    Насчет фактов все же не убедили судя по цитате это только предположение без ссылок на источники, рекомедую прочитать очень хорошую статью доктора ист. наук. Королёва Г.И. К вопросу о происхождении Владимирского герба // № 95, журнал «Гербовед».

    Странная цитата «А на герб княжества Владимиро-Суздальского выносит коронованного льва с серебряным крестом в лапе, стоящего на задних лапах. Почти что герб Иерусалима. Только там лев без короны» Откуда у «историков» такие выводы?

    К сведению такой герб у Иерусалима, только надо добавить еще на фоне Стены Плача, появился лишь в 1950 г. Во времена крестоносцев он был другой -пять золотых крестов на серебряном фоне. А современный герб восходит к средневековому представлению, что герб колена Иуды был лев, поэтому для герба града Давидова и был использован этот символ.

    И все же дайте точную ссылку откуда Вы взяли про этот «владимирский герб». Мне кажется это опять Силаев, но у него больше фантазии, чем ссылка на источники, он не историк, но опять повторяю как художник очень профессионален. Можно строить разные предположения, но такого льва как символа Владимирской земли, не удается найти до сих пор. Он первый раз появляется только в Титулярнике.

  9. Львиным леопардом к Вашему сведению он уже на печати из «Дневника Корба» при Петре I и в Знаменном гербовнике Миниха времен Анны Иоанновны.

  10. Вообще-то я зря пожалуй на Силаева напраслину возвел. Скорее это цитата из «творений» Воробьевского, уточню еще. Ну, это аффтора все в кучу он и Каролингов от Капетингов не отличает. А тут уж про герб Иерусалима еще говорить. А на сайте госсимволика, повторяются старые выводы Арциховского и Вагнера, которые сейчас многими оспариваются, я имею ввиду прежде всего историков.

  11. В разных источниках разные данные Вот тут повернутость головы в фас произошло в 1730г, но никак не при Боголюбском:
    _________________________________
    simbolarium.ru
    В «Титулярнике» (1672 г.) лев во Владимирском гербе изображен коронованным и с длинным крестом в лапах; обращен влево.

    На рисунке Корба (1699 г.) также обращен влево.

    В «Знаменном гербовнике» 1712 года, где лев изображен без короны и обращен вправо.

    В «Знаменном гербовнике» 1730 года голова повернута вперед («в фас»). На основе этого изображения был составлен герб, существоваший до начала XX-го века.

  12. Это зеркальное отражение печати на рисунке Корба , в знаменном гербовнике лев в короне, у меня есть подлинный рисунок оттуда. Абсолютно согласен, что с него сделали герб для Владимирского наместничества. Вероятно , под гербовником 1712 года Вы имели ввиду изображения полковых знамен при Петре 1 из книги Висковатова?
    Согласен со всеми Вашими выводами. Только вот нет у нас никаких документов и рисунков о льве времен Боголюбского.

  13. А лев с крестом как герб Боголюбского упоминается в псевдоисторической белетристике некоего А.З. Синельникова. Все ясно теперь.

  14. Уважаемые Гуманоид и Алекс, мы готовы опубликовать в газете вашу версию появления на владимирском гербе льва. В случае вашей заинтересованности — напишите на электронную почту сайта (внизу справа).

  15. Алек-у. К сожалению, я дилетант в геральдике, но, как оказалось, это очень увлекательная тема в истории. Просмотрел множество гербов и сделал вывод — к 12 веку еще относятся изображения льва в профиль, изображения в фас появляются в 15 веке — посмотрите герб Кембриджского университета и его историю. У меня появилась личная теория (дилетантская) изображения в фас. Зверь пугает своним видом глазами(в темноте) и размером. Почему у совы большие «глаза» в обрамлении реальных глаз. Чтобы в дневное время обрамление испугало своими размерами(когда сова слепа). Поэтому я меня повилась теория, что разворот в фас появился при воинственном состоянии объекта, принимающего это изображение, чтобы испугать. Но это лично моя, дилетантская точка зрения. Неужели Боголюбский не оставил гербов на строениях 12 века? Но то, что этому времени не соответствуют изображения льва в фас, видно в гербах того времени. Герю Иерусалима и по сей день изображает льва в профиль. На конкурс было представлено 50 гербов в 1950 году. Не нашла всех изображений, представленных на конкурс. Но интересно было бы увидеть, есть там львы в фас. Если есть, то, возможно, Иерусалим не хотел подчеркивать свою воинственность, в чему? Извиняюсь, если мое дилетантство пошло не в то русло мыслей.

  16. Вспоминается еще одна деталь. Гиена нападает на человека только если он меньше ее размерами. Аборигены детей учили так, если гиена встретится им на пути: над головой надо установить предмет, увеличивающий ребенка в росте и замереть, повернувшись к зверю лицом. Тогда гиена не осмеливалась напасть на ребенка. Может, появление короны над головой тоже — увеличение размера и значимости льва(кроме стандартного мнения о короновании), чтобы испугать нападающего? А поворот головы в фас однозначно — чтобы испугать.

  17. Или вот еще одна деталь, как спастись от медведя:
    «При нападении медведя ни при каких обстоятельствах нельзя проявлять внешних признаков страха. Если поблизости нет надежных укрытий или убежищ, необходимо встретить опасность стоя, лицом к лицу.»
    Факт, что зверь нападает со спины- известный факт. Изображение в профиль открывает спину, извображение морды льва в фас — как бы закрывает спину. В любом случае, изображение зверя, смотрящего в фас — более уверенное и воинственное, нежели в профиль.

  18. Геральдика, очень увлекательна, но надо время и желание , чтобы накопить соответсвующий материал, чтобы делать выводы. Насчет, герба Иерусалима , действительно Ваша мысль пошла не туда. Не думаю, что лев в фас или в профиль имел такое большое значение. В нашей геральдике многие детали, изображения фигур были весьма «неканоничны» и часто менялись. Относительно гербов Боголюбского , к сожалению, никаких определенных фактов нет. Все более домыслы, которые после проверки оказываются ошибочными. У наших князей была другая система геральдических символов — сначала как полагают «трезубцы» разных форм, затем патрональные святые на печатях с обязательным указанием имени князя. БОлее-менее геральдика начала формироваться только в Галицкой Руси, и то, что был прямой контак с Польшей , Венгрией и т.д.
    В сухом остатке имеем. Великий князь Владимирский, Московский имел символом всадника с копьем. На печати Грозного отдельного герба владимирского нет, хотя Владимирское княжение и присутствует в титуле, таким образом Владимир не выделялся в отдельный «субъект» , которому полагался отдельный символ. Владимирский герб известен только со второй половины 17 века, и как-то связывать с прежними гербовыми знаками русских князей нет оснований.

  19. С другой стороны, изображение льва принадлежит Иисусу — царю царей, делать его выше или воинственней — даже кощунство какое-то. Но логика иногда мешает найти правильный путь в поворотах истории.

  20. Спасибо, Алекс, вы пробудили во мне жажду к историческим знаниям. Все очень интересно, СПАСИБО!

  21. А вот это правильная идея, скорее всего изображение его на щите св. Георгия, в Юрьеве Польском отражает как раз именно это представление, как впрочем и на щитах других воинов мучеников, например на той же византийской иконе Димитрия Солунского. Между прочим, образ льва Арслана из «Хроник Нарнии» использован Люьисом, а он был хороший специалист по Средневековью, как раз на основе такой интерпретации льва в христианском символизме.

  22. Тяга к знаниям это хорошо. Очень много у нас в последнее время по отечественной геральдике написано много ерунды, особенно относительно интерпретации и происхождения гербов. Каких только фантазий не встретишь. Особенно я бы призвал вас относится с изрядной долей недоверия к работам таких авторов как Силаев, Ражнев и Лавренов.

  23. Если говорить, более точно, то скорее всего, до 17 века герб Великого князя Владимирского и Московского, которым являлся царь , (а до Ивана Грозного великий князь) были аналогичны — всадник на коне. Возможно, геральдически этот символ стал оформляться со времен Александра Невского, у которого на печати помимо патрональных святых стал появляться уже всадник, которого можно рассматривать как «протогерб».
    После переноса столицы в Москву он стал применяться уже и династии Калитовичей. Таким образом, в какой-то мере Москва пользуется «владимирским» гербом. А вот насчет льва, это не так. Лев из Юрьевского собора вряд ли являлся «гербом», подобные львы встречаются на иконах многих мучеников-воинов, и скорее всего являются символом Христа. А вот в «Титулярнике», возможно герб появился только после присоединения Киева к Московии, когда титул был изменен, и теперь русский царь стал уже обдателем всех трех древних столиц — Киева , Москвы и Владимира. Вот , тут и потребовался отдельный герб. Прообраз , которого заимстван с герба Галицкой Руси, которую именовали «русским королевством». Просто посчитали, что Владимир Великий, который основал Владимир, имел такой герб, а крест в лапах это один из иконографических атрибутов этого князя как крестителя Руси. Опять подчеркиваю, герба в виде льва до 17 века для Владимирской земли известно не было. Возможно, так был «преобразован» и герб для Киева, если сравнить, «польский» герб и «московский» , то они отличаются.

  24. Между прочим, для герба города Александрова или района, лучше подошел бы единорог, а не «слесарные инструменты». Единорог, так например Татищев пишет, стал личным гербом Ивана Грозного. А именно при нем город фактически был столицей страны и резиденцией монарха. На личных печатях Грозного единорог постоянно встречается. Герб города уже поздно менять, т.к. это история с 18 века. А вот герб района вполне можно изменить.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Я не робот.

Top
Adblock detector