Мой сосед по улице при копке огорода обнаружил интересный предмет. На овальном медальоне — череп, перекрещенные кости и надпись «Батальон смерти». Череп и перекрещенные кости — символ древний, широко распространенный в христианстве и первоначально не носивший такого зловещего смысла. После Первой мировой войны и первого года революции 1917 года в сознании большинства людей нашей страны этот символ стал ассоциироваться с абсолютным злом. Виной этому послужили создаваемые в это время ударные подразделения, которые вошли в историю как батальоны смерти.
Формируемые первоначально для того, чтобы прекратить вялотекущий период Первой мировой войны, впоследствии они превратились в ударные батальоны направленные на борьбу с большевиками. Первым документом, в котором была заложена основа создания русских ударных формирований, считают приказ временно командующего Особой армией Юго-Западного фронта генерала от инфантерии П.С.Балуева от 2 февраля 1917 г. Он гласил: «Германцы, ввиду понизившегося уровня своей пехоты, образовали особые отборные части… для обеспечения успеха частных активный предприятий в период позиционной войны… Считаю необходимым организовать у нас специальные „ударные отряды“ для того, чтобы дать в руки начальникам надежное средство для проявления частной активности с достижением положительных результатов на фронте при обороне и вместе с тем создать кадр хорошо обученных смельчаков, применение которых при наступлении пехоты придаст ему большую живость и уверенность».
На Юго-Западном фронте был сформирован первый такой батальон. Там же возник и отличительный знак «ударников» — красно-черная лента, где красный цвет символизировал защиту свободы, а черный — нежелание жить, если погибнет Россия. Вступавшие в батальон давали коллективную клятву смерти. На начало Октябрьской революции существовало более 300 формирований «смерти», личный состав которых насчитывал свыше 600 тысяч человек. Некоторые из формирований были укомплектованы волонтерами тыла, в основном горожанами. И у военнослужащих батальонов смерти, и у добровольцев тыла было обмундирование общеармейского образца с использованием тех же цветов. Отличались лишь элементы символики, но череп и кости присутствовали у всех. Для тыловиков-ударников были учреждены и награды, в оформлении которых также использовались изображения черепа и скрещенных под ним костей. В событиях революции «смертники» приняли участие по обе стороны баррикад. Кратковременное существование этих формирований было завершено в связи с установившимся после победы Октябрьской революции перемирием на фронте и началом официальной демобилизации армии. После расформирования военнослужащие-«смертники» возвращались на прежние места службы, ударники из тыла — домой. Может быть, найденный при копке огорода медальон принадлежал одному из таких «дембелей»? А может быть, он был привезен участником военных сражений в качестве трофея? Пока вопросов больше, чем ответов.
Но интересна эта находка не только фактом своего обнаружения, но и необычностью исполнения. У разных батальонов смерти при использовании черепа и перекрещенных костей в символике имелись различия. Но поиск в Интернете и блуждание по специализированным сайтам собирателей и коллекционеров не выявил ни одного медальона, похожего на александровскую находку. Не смогли найти аналог или схожее изображение и в фондах музея-заповедника «Александровская Слобода». Может быть, наши читатели помогут нам ответить на эти вопросы?
Эдуард Егоров