После Великой Октябрьской революции, потрясшей всю Россию от самого ее центра до окраин, пришла новая власть, закрепившая за собой название советской. По всей стране шло массовое разрушение храмов. Одни стирали бесследно, другие перестраивались в подсобные помещения. Значимое для православного мира событие произошло 24 декабря 2011 года в селе Мошнино Александровского района: на куполе церкви Покрова Божией Матери был установлен крест. Удивительно, что после полувекового забытия церковь вновь встречает прихожан яркими солнечными отблесками, играющими на позолоте купола. Рассказать о реставрации храма и истории его возникновения мы попросили Анатолия Константиновича Лучинкина, который в течение пяти лет является старостой прихода церкви Покрова Божией Матери.
— Анатолий Константинович, многие, кто проезжает мимо села, даже не представляют, какой старинный храм они созерцают. Могли бы вы рассказать историю церкви.
— Первое упоминание о храме датировано 1628 годом. Тогда церковь была еще деревянной. Со временем она обветшала, и в 1715 году на этом же месте под руководством игумена Лукиановой Пустыни Авраамия была выстроена новая деревянная церковь. И лишь в 1820 году на деньги, собранные крестьянами села и жителями ближайших деревень, относившихся к данному приходу, был выстроен каменный храм с колокольней. Он просуществовал чуть больше столетия. В послереволюционное время колокольня была снесена, церковь обезглавлена, в самом здании разместили клуб и столовую.
— Неужели никто из местных жителей не встал на защиту храма?
— Дело в том, что у нас в селе к тому времени большое количество людей входило в партию. И когда стала утверждаться новая государственная программа, многие последовали ей. Дьякон и прихожане пытались спасти некоторые иконы, но это были крупицы, большинство изъяло государство. Нельзя обвинять в том жителей села. На тот момент было такое государственное устройство. И, к сожалению, вера отошла на второй план. Даже крестить детей порою считалось чем-то зазорным. И люди терялись, не зная, придерживаться ли старых традиций или же следовать новым, прогрессивным идеям. Я сам пришел к Богу уже в сознательном возрасте: принял крещение в 26 лет. И знаете, скажу вам честно, жить стало намного отраднее, на душе светлее.
— С какого периода храм начали восстанавливать?
— Восстанавливать храм начали совсем недавно, примерно два года назад, а вот первая служба после столь долгих лет молчания прошла в 1999 году. Тогда, первого августа, в храм приехал отец Геннадий, и мы вместе с прихожанами подготовили помещение к службе, которая состоялась в день Пророка Илии — второго августа. Тогда же, на собрании были выбраны староста, его заместитель, казначеи и ревизионная комиссия. После отца Геннадия настоятелем нашего храма был отец Иоанн.
Когда в храме начали проводиться реставрационные работы, и слух об открытии храма распространился среди населения, к нам в село приехала родственница дьякона, того самого, который заведовал приходом до революции. Она возвратила в храм две иконы и напрестольный крест.
В период с 2010 по конец 2011 года благодаря пожертвованиям прихожан и хлопотам отца Сергия (нынешний настоятель храма — прим. автора) нам удалось восстановить купол храма.
— Но ведь ремонт и золочение купола весьма трудоемкая и дорогая работа. Реставрация проводилась только на пожертвования жителей села?
— Конечно же, нет. У нас слишком маленький приход, и одним нам бы было совершенно не под силу восстановить храм. Большую благодарность прихожане выражают Алексею Владимировичу Лебедеву — директору ЗАО «Гольфстрим». На его предприятии был сделан крест, который в последующем под руководством отца Сергия был перевезен в Сергиев Посад для золочения. Железо для купола нам доставляли из Переславля-Залесского. А рабочие, реставрирующие купол, собирали все это воедино. Так, общими усилиями, мы воссоздаем наш храм, который через восемь лет будет праздновать свое двухсотлетие.
— Какие реставрационные мероприятия намечены на ближайшее время?
— На зимний период работы приостановлены. С приходом весны мы хотим продолжить внешнюю отделку храма. Конечно, еще бы очень хотелось восстановить и внутренний облик. Ведь как я уже говорил ранее, в советское время в храме располагались клуб и столовая, поэтому все фрески были залеплены толстым слоем штукатурки. Роспись сохранилась только на внутренней стороне свода, так как чуть ниже был сделан деревянный потолок, который скрывал от пришедших храмовую роспись. Но украшение храма фресками — это одна из самых дорогостоящих работ. Пока наша церковь не располагает такими средствами. Но в будущем мы надеемся с Божьей помощью восстановить храм полностью, придав ему первозданный вид.
— Анатолий Константинович, большое спасибо за рассказ о прошлом и настоящем церкви Покрова Божией Матери. Я искренне верю, что нам удастся восстановить храм со столь древнейшей историей.
Наталья Барышева,
фото автора и Любови Захаровой.
