Когда-то марокканский король Хасан сравнил свои земли с деревом, корни которого питаются соками черной Африки, а листья обдувают ветра европейской культуры. Пожалуй, этот поэтический образ раскрывает тайну этой страны — Марокко. С одной стороны — французская колония, с другой — самобытная культура северной Африки. Как только попадаешь сюда, нельзя не поддаться очарованию страны, где настоящие восточные базары соседствуют с бутиками известных брендов. Но сразу же нужно усвоить: основная религия — ислам. И это накладывает определенные правила поведения, которые не лишне соблюдать и туристам тоже.
На шпильках по африканскому базару
На территории отеля никто не будет требовать от вас соблюдения строжайшего дресс-кода, но при выходе в город следует учитывать, что правила приличия предусматривают закрытые одеждой части тела: плечи, локти, колени. Никто не требует надевать на женщину платок, но головной убор или косынка — не помешают (Африка же!) Самое неприятное впечатление оставляют наши девушки в открытых платьях на шпильке с бутылкой пива в одной руке и сигаретой в другой. У нас такой вид вряд ли кого уже шокирует, но вот там две подвыпившие девицы чуть не стали причиной международного скандала. Пара дефилировала по местному базару, местные мужчины реагировали бурно, кто-то смеялся, кто-то отпускал шуточки, а кто и показывал неприличные жесты. Русские мужчины решили вступиться за соотечественниц, и чуть не завязалась потасовка. Однако все закончилось хорошо, подоспели представители туристической полиции. И это, пожалуй, самый неприятный инцидент нашего путешествия. Не хочется выглядеть строгой моралисткой-ханжой, но все же нужно быть осмотрительнее в чужой для нас культуре. Исторически уважение к женщине в исламских странах неизмеримо выше, чем в традиционном для нас понимании. Пресловутое многоженство не запрещено, но в последние годы практически сходит на «нет». Так как основное требование — отношение ко всем женам должно быть одинаковым. Обеспечить материальное равенство легче, чем равность чувств! И это не мои слова, а мнение гида, который сопровождал нас в бедуинскую деревню. Познакомиться с бытом древних кочевников — очень интересное предложение.
В гости к бедуинам
Бедуины — кочевой народ, живущий небольшими сообществами по территории пустынь Африки, они живут по своим внутренним законам и не подчиняются законам стран, по которым проходят их миграционные пути. Границы территории, контролируемой племенем, определятся «пограничными столбами» — сложенными в кучку камнями. Руководит племенами так называемый совет шейхов. Шейх избирается из числа взрослых мужчин племени: это не всегда самый богатый, но самый уважаемый человек.
Совет вырабатывает свод правил, по которым и живут кочевники. Правила соблюдаются неукоснительно, жесткая дисциплина помогла выжить бедуинам в пустыне и сохранить самобытность на протяжении веков. По преданиям бедуины — это потомки воинов армии османских завоевателей, которые рассеялись и ассимилировались в пустыне еще в IV веке. С тех пор промышляют разбоем, в наше время не гнушаются контрабандой, торговлей оружием и наркотиками, поговаривают о похищении людей. Но думается, есть много придуманного в таком неприглядном образе кочевника-бедуина. Не удивлюсь, если некоторые слухи распространяют сами жители пустыни. С каждым годом все больше молодых людей предпочитают оседлую жизнь в городе романтике пустыни. Существует целая программа возвращения людей в города, в бедуинских деревнях строят школы, где рассказывают о благах цивилизации, но многие племена специально не отдают туда детей, чтобы не уходили из пустыни бедуины. Несмотря на суровые условия жизни в пустыне (зимой ночью температура может опуститься до минус двух), средняя продолжительность жизни среди кочевников очень высока — 79 лет, нередко встречаются и долгожители с возрастом около 100. Феноменом является и то, что женщин в четыре раза больше, чем мужчин. Вот среди бедуинов многоженство считается нормой — больше одной жены, но не более четырех! Именно обряд выбора невесты и должны мы увидеть в бедуинской деревне. Конечно же, это фольклорное представление, основанное на традициях. В настоящее бедуинское племя приглашение получают только избранные люди. Это признак особого доверия, гость проводит в племени не менее трех дней и потом считается кровным родственником пригласившей его семьи. И все равно посмотреть на жизнь, так не похожую на нашу, очень интересно!
Главное в невесте — чистое дыхание
Шейх племени выбирает из числа старейших женщин сваху. Молодой человек, решивший жениться (брачный возраст невесты
Любой европейский врач скажет, что сваха собирает анамнез девушки, потому что все эти показатели говорят о том, что девушка физически здорова. Однако рассмотреть в замотанном коконе все эти достоинства — дело не простое, под силу только опытной женщине. Поэтому она в танце ощупывает невесту, чтобы убедиться в красоте сложения тела. Предпочитают потолще, с широкими бедрами, тонкой талией и высокой грудью. Зубы проверяют, как при покупке лошади, бесцеремонно заглядывая в рот, никого это не шокирует и не обижает. Волосы сваха наматывает на кулак и дергает: чем меньше волос останется в руке свахи после такой экзекуции, тем лучше. И напоследок сваха крепко целует девушку в губы, определяя чистоту дыхания. Потом мудрая женщина оценивает невесту: сколько, согласно проведенному осмотру, стоит девушка. Стоимость определяют в верблюдах (средняя цена «корабля пустыни» примерно 2000 долларов). Далее жениху объявляется цена калыма, предназначенного к выплате семье, и молодые считаются помолвленными. От помолвки до свадьбы может пройти несколько лет. Можно вносить калым и деньгами, и скотом, и ювелирными украшениями. Свадьба — это отдельные затраты. Разводов в таких семьях нет. Люди соединяются на всю жизнь!
Мы уезжали из деревни уже глубокой ночью, как-будто совершив путешествие на несколько веков назад, впереди маячила фигура женщины-свахи, мы предложили ее подвезти, она отказалась. Гид пояснил: «Она идет на ночлег в пустыню, не может уснуть, если вокруг будут люди. Ей уже 105 лет, и она может уснуть только, когда вокруг на несколько десятков километров простирается безмолвие пустыни.»
Любовь Мишина,
фото автора.