Каким-то выдался этот год беспокойным с самого начала. То счета на оплату общего электричества взбудоражили весь город. Еле утихомирилось всё до следующих квитанций. А теперь «Тепловые сети» прислали немного измененные квитанции, и уже хочется понять, что бы это значило.
Новой оказалась строчка о том, что с 1 февраля тариф на горячую воду состоит из стоимости подогрева воды и стоимости холодной воды. Имелось в виду: стоимости той холодной воды, которую подогревают, чтобы она стала горячей. Как пояснили мне в МУП «Тепловые сети», ничего нового в этом нет, это просто хорошо забытое старое. Такая технология расчетов предусматривает сбор денег с населения за конечную услугу — снабжение горячей водой. А потом «Тепловые сети» сами рассчитываются за воду, которую взяли для подогрева у МУП «Водоканал». В эпоху тотальных взаимных неплатежей друг другу «Водоканал» и «Тепловые сети» собирали свои деньги с населения отдельно, чтобы не быть финансово зависимыми друг от друга. Но и такая мера им не помогла, к сожалению.
В настоящее время «Водоканал» проходит процедуру банкротства. А так как разделение платежей было не совсем правильным по существующим законам и подзаконным актам, с 1 февраля все вернулись на прежние схемы взаиморасчетов. На кошельках потребителей это не скажется никак, поскольку стоимость холодной воды для подогрева одинаковая что в «Водоканале», что в «Тепловых сетях». Как меня заверили сотрудники абонентского отдела, «бабушки уже разобрались в новых квитанциях и спокойно восприняли изменения». А бабушки у нас, как известно, самые чуткие барометры коммунальной несправедливости.
Вот, собственно, и все по теме о квитанциях. На поверхности все пока тихо-гладко. Счета приходят, жители платят. Но что там происходит внутри? Можем ли мы быть уверены в том, что всегда будем с горячими батареями и горячей водой? Недавняя история с котельной «ВНИИСИМСа» заставляет тревожиться на этот счет. Несколько домов, запитанных на эту котельную, живут длительное время без горячей воды с еле теплыми батареями. И это в центре города! В ближайшее время такая же участь ожидает жилой фонд, подключенный к котельной «Искож».
По данным «Тепловых сетей», из 23 городских котельных только 5 имеют хоть какую-то минимальную прибыль. Все остальные — убыточны. Причина проста — котельные загружены не более чем на 30% своих мощностей. Все они были построены в советское время и рассчитаны на отопление не только жилых домов, но и производственных мощностей. Производственные мощности сократились, котельные недогружены, следовательно — приносят не прибыль, а убытки, особенно в летнее время, когда снабжают население только горячей водой.
Нельзя сказать, что коммунальщики ничего не предпринимают для того, чтобы изменить ситуацию к лучшему и сделать тепловое хозяйство города стабильно работающим и прибыльным. Два года назад Ивановским институтом разработан проект технического перевооружения теплового хозяйства города. Он предусматривает сокращение числа действующих котельных и их техническое переоснащение. Сокращенные котельные необходимо будет переделать в ЦТП, а это значит, соединить их теплотрассами с теми котельными, на которые будет переведена их нагрузка. Представьте, сколько еще по городу будет проложено теплотрасс «по верху»! Он будет опутан ими как кольцами железного удава. И это при том что прокладывать теплотрассы под землей в настоящее время по современным технологиям гораздо дешевле, нежели городить опоры из металлоконструкций и каждый год обшивать трубы изолирующим материалом.
Несомненно, тот или иной проект технического перевооружения теплового хозяйства города делать надо. Очевидно, что для финансирования такого объема работ собственных средств городского бюджета явно не хватит. Надо входить в целевые федеральные и областные программы. Но тут неувязочка выходит, к сожалению. В федеральные и областные программы по модернизации жилищно-коммунального хозяйства могут попасть компании, в которых доля муниципального участия составляет не более 25%. А наши «Тепловые сети» — муниципальное предприятие. Так что не видать нам областных и федеральных денег. Если быть точнее, то это котельным, которые находятся в муниципальной собственности, не видать этих программ. А вот котельные, находящиеся в частной собственности, наверное, в таких программах поучаствовать вполне могут. Ведь в Александрове, на волне банкротства прежней тепловой компании несколько лет назад, часть теплового хозяйства перешла в частные руки. И эти частные руки теперь сдают котельные в аренду «Тепловым сетям». Схема, похожая на ту, которая была в свое время применена относительно МП «Жилтрест».
Вот такая у нас получается в Александрове картина. Тепловых мощностей больше чем надо, поэтому они приносят в основном убытки. Чтобы оптимизировать нагрузку, необходимо финансирование под уже разработанный проект. Чтобы получить финансирование, необходима другая форма собственности. Ну, а чтобы сделать это — особых денег не надо, только принять решение и довести дело до логического конца. Но, похоже, именно с этим в Александрове всегда самые большие проблемы.
Ольга Рыженкова.
P. S. Спасибо глобальному потеплению за относительно теплые зимы.
Люди! Я не хочу, чтобы наш город превратился в теплотрассную сеть. Давайте что-то решать !!!!!!