Октябрь — это увядание природы: облетает листва, пожухла трава, поблекли цветы. Может, с этим и связано, что первая декада месяца посвящается пожилому человеку. Кого считать пожилым? По паспортным данным или по внутреннему состоянию? Бывает, по годам вроде пожилой, а поговоришь с таким человеком и заряжаешься его энергией, удивляешься его жизнерадостности. Только позавидуешь его оптимизму.
Супруги Сироткины вместе 56 лет, вместе прошли войну, пережили послевоенное лихолетье. Были радости, были и печали, но не утратили интереса к жизни. Федор Сергеевич недавно отметил 80-летний юбилей, но еще полон энергии. Родился на александровской земле, вырос в деревне, приучен к деревенскому труду, поэтому сразу после школы пошел в трактористы. Помнит первую посевную, прошла дружно, готовились к уборочной. Молодой тракторист должен поехать в районный центр за новым трактором, но война спутала все планы. Всеобщая мобилизация и Федор, единственный тракторист в деревне, решил добровольно идти на фронт вместе с другими односельчанами.
На сборном пункте военкомата уже сформировали группу из 12 человек для отправки в Иваново. Сироткин стал проситься, чтобы зачислили и его. Еще тогда секретарь партячейки уговаривал поехать со следующей группой: ведь тринадцать — роковое число.
— Но для меня оно было счастливым, — смеется Федор Степанович. — Было много эпизодов, связанных с этой цифрой, но все заканчивалось благополучно.
Зачислили в телеграфный батальон и направили учиться в Щадринск. В марте 42-го после окончания учебы направлен на 3-й Белорусский фронт. А вскоре принял первое боевое крещение под Орлом… А дальше бои за освобождение оккупированных земель. Так в составе этого фронта Федор Сергеевич дошел до Берлина.
Его жена Серафима Дмитриевна с самого начала войны участвовала в боевых действиях. В армию она была призвана как медсестра, работала в хирургическом боевом передвижном госпитале. С первыми ужасами войны столкнулась на Курской битве. Но медику ко всему надо быть готовым. Пережила это сражение, а дальше госпиталь направили на Карельский фронт. Сражение под Мурманском, а затем через Балтийское море на Печенегский плацдарм.
— Вот уж где не раз пришлось столкнуться со смертью, —вспоминает бывшая медсестра. — Более трех тысяч человек один к одному лежали на земле, а госпиталь рассчитан всего на 200 человек. Пять суток не спали, растаскивая раненых и убитых. Это самый страшный эпизод в жизни.
За участие в войне Серафима Дмитриевна награждена орденом «За боевые заслуги». А дальше — Польша, Германия. Конец войны, госпиталь расформировали по трем лагерям, где Серафиме Дмитриевне пришлось заниматься с военнопленными. Работать приходилось много, однако молодость не знала усталости. Вечерами собирались на танцы. В один из таких вечеров познакомилась с Федором Сироткиным. Полтора года длились встречи, расставания, закончились браком. С тех пор они вместе. Как нитка за иголкой колесила по местам назначения мужа: Таджикистан, снова Германия, Украина. Федор Сергеевич по-прежнему служил в войсках связи, жена работала медсестрой. Но как бы хорошо ни жилось на новом месте, с годами все чаще вспоминаются родные края. И с насиженного места переехали в Александров.
Супруги на пенсии, можно спокойно жить. Но не такого склада эти люди. Федор Сергеевич активно участвует в общественной жизни. Его часто можно встретить в школах, среди молодежи. Как ветеран войны помогает военкомату в военно-патриотическом воспитании. Он считает, что первейший долг бывших воинов — сохранить как можно больше достоверных деталей этого вселенского столкновения народов, оставить нашим детям, внукам память об ужасе и нечеловеческом напряжении сил, которых требовала война, от каждого, кто был втянут в круговорот событий. Заниматься такой работой под силу человеку энергичному и неравнодушному.
Марианна Светлова