С июня участились жалобы граждан по поводу льготного лекарственного обеспечения. Точнее, по поводу отсутствия этого обеспечения. Как нам стало известно, в июле ситуация только ухудшится.
Руководитель поликлиники АЦРБ Павел Морозов объяснил ситуацию:
— Дело в том, что еще не прошел аукцион на поставку лекарств федеральным льготникам на
Более того, как рассказал Павел Геннадьевич, районы не могут даже отследить, на каком этапе находится процесс электронных торгов. Потому что вся эта процедура новая и проходит первый раз. Система такова. Есть две категории льготников — федеральные и региональные. Федеральные льготники обеспечиваются лекарственными препаратами согласно перечню этих препаратов, региональные льготники — деньгами для приобретения лекарств из этого же списка. Деньги для региональных льготников поступают в районы согласно заявке, сформированной на год, и с ними пока проблем нет.
А вот что касается федеральных льготников, например, инвалидов, то для них на каждые полгода в лечебные учреждения поступают лекарства. Их закупает государство, опять-таки согласно предоставленным медицинскими учреждениями, заявкам. Закупает путем проведения электронных торгов по всем 400 наименованиям списка льготных лекарств, каждое лекарство — отдельным лотом. После того, как все будет закуплено, препараты поставляются в тот или иной район. На полгода.
Вроде все правильно и красиво. Государство старается планировать свои расходы на лекарства и обеспечивать ими своих граждан. Но периодически на местах случаются сбои, проявляются недоработки. Вот, например, инвалид новый появился, который в заявку не попал, и лекарства для него можно будет заказать только со следующего полугодия. Другой инвалид умрет, и что делать с препаратами, которые были на него заказаны? А если они еще и специфические, которые никому больше не нужны?
— Мы заказываем льготные лекарства практически для каждого инвалида пофамильно, — продолжает Павел Геннадьевич. — Приобретаются только лекарства из перечня льготных. И ничего дополнительного мы не имеем права в него добавить. Ни в количестве, ни по номенклатуре. Мало того, что средств недостаточно в абсолютной величине, на них еще и покупаются лекарства на полгода вперед. И у медиков ограниченный маневр на этот период.
— А есть какой-нибудь резервный фонд, ведь с такими проблемами сталкивается не только наш район.
— Можно договориться через областной департамент. Туда поступает информация о том, где какое льготное лекарство нужно и где какое остается невостребованным. И можно перебросить лекарство между больницами. Но есть препараты, например, онкологические, их немного и они очень дорогие, и больных, которым они необходимы, — мало.
Постоянно принимаются онкологические препараты, инсулин, препараты против бронхиальной астмы, сердечные препараты. Без инсулина больной умирает в один день. Это самый критический препарат. Но без других-то препаратов больной себя лучше не будет чувствовать. Вот, например, психбольные без препаратов если останутся, они, конечно, не умрут. Но сразу будет видно, что в городе нет лекарств для больных психиатрической группы. Сейчас они принимают препараты и ведут себя спокойно. А если не будут принимать, то сразу их поведение изменится, начнется обострение. А где у нас столько коек, чтобы всех их сразу в стационар положить?
Что же делать этим больным? Можно, например, купить лекарство за деньги в аптеке. Но как оказалось, с этим могут быть проблемы. В условиях проведения аукционов, фирмы-поставщики сами еще не знают, сколько им нужно будет препаратов под государственный контракт. Поэтому они их придерживают и не поставляют в аптеки до тех пор, пока не будет ясности с госзакупкой. Ведь если они заключат контракт, то препарат нужно будет поставить сразу и в полном объеме. А вдруг не хватит? Поэтому поставки в аптеки придерживаются, и некоторые препараты в аптеке купить нельзя.
Есть еще два конструктивных совета. Первый — обсудить с доктором и временно заменить один препарат другим, который пока еще не закончился. Понятно, что больным на это идти не хочется, но все-таки это лучше, чем вообще остаться без лекарства. Можно с препарата длительного действия перейти на препарат более короткого действия, на несколько введений или приемов в сутки. Можно заменить вообще на какой-нибудь другой. В условиях абсолютного отсутствия из двух зол надо выбирать меньшее.
Кроме замены препарата, можно посоветовать больным каким-то образом неформально решить проблему. Например, через свои общественные организации. Такие как общество инвалидов, общество больных диабетом. Не секрет, что у некоторых больных есть значительные запасы препаратов. И в неофициальном порядке можно поменяться, продать, дать взаймы. Между собой как-то поделиться.
— Но до конца июля — все в руках больных, — с грустью констатировал Павел Геннадьевич. — Лекарства для федеральных льготников будут только после подписания муниципального контракта.
Ольга Рыженкова,
фото Эдуарда Егорова.