Когда у нас укоренился этот странный обычай — есть всю ночь напролет, никто не знает. Доподлинно известно лишь, что праздновать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января приказал Петр I. Указ был издан 20 декабря 1699 года и предписывал также вести летоисчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова. До этого (с XV века) новый год в России начинался с 1 сентября, а еще раньше — с марта.
Царский указ надо было выполнять и верноподданные призадумались над тем, чем бы им в праздник развлечься. Главным развлечением стало праздничное застолье, но о каком-то специальном меню речи не было. А «протокольными» были балы, на которые больше чем напитки или легкие закуски и вовсе не приходилось рассчитывать — это вам не званый обед.
Новый год пришелся на святочную неделю: 31 декабря — Васильев вечер, восьмой день святок. В этот день полагалось колядовать, и всю ночь под окнами пели ряженые. Поэтому горожане легко смирились с необходимостью надевать в эту ночь лучшие платья и любоваться фейерверками. В общем встреча Нового года стала мероприятием вполне светским.
Почти до середины XIX века русского новогоднего меню не существовало (как не было традиции наряжать елку), а то, что сейчас считается неизменной принадлежностью новогоднего стола, — все эти молочные поросята с гречневой кашей и гуси с квашеной капустой или яблоками — на самом деле пришло от стола рождественского.
Но кухня была не очень сложной. В начале XIX века даже в домах знати на новогоднем столе вполне могли оказаться соленые огурцы, грибы, салаты из редьки. А еще подавали поросенка, телячье фрикасе, жареных пулярок, отварную форель в вине. И между прочим, абрикосы, апельсины, виноград и груши — их выращивали среди зимы в Петербурге и Москве.
В новогоднем меню второй половины XIX века уже присутствует семга, икра, корюшка и ряпушка, сыры — все с теми же редькой и солеными огурцами. К грибам охладели, зато в моду вошли лабардан (треска) и арбузы. С поросенком, жаренным с гречневой кашей, соперничала дичь. Пришло время прохладительных напитков, мороженого и коньяков. На рубеже XIX и XX веков вина пили французские (бургундские, бордосские, шампанское), испанские крепленые (мадеру и малагу), итальянские и немецкие. А в подражание шампанским уже делали донские игристые. Конечно, пили водку, настойки, наливки, пиво русское домашнее и немецкое.
После революции празднование Нового года отменили. Но Новый год все равно встречали, потому что уже вошли во вкус. Правда, танцы были возможны только тихие, чтобы не разбудить соседей. Вот тогда-то, надо полагать, и возникла привычка сидеть всю ночь за столом. Угощение было довольно скудным. Пытались, конечно, вешать на запрещенную революцией елку орехи в золотой и серебряной фольге, яблоки.
Реабилитировали елку в 1936 году, вместе с ночными танцами. Советский новогодний стол не стал изысканным — его могла украсить даже колбаса, нарезанная кружочками. Впрочем, и в бывших магазинах Елисеева по-прежнему продавали рябчиков и икру.
В сороковые годы Новый год встречали водкой, вареной картошкой и селедкой, украшенной колечками лука.
В пятидесятые годы жить стало лучше, жить стало веселее. Праздновать Новый год уже не считалось предосудительным. И собираться стало можно не только узким кругом, но и большой компанией, и всей коммунальной квартирой.
На столах появился студень, селедка под шубой, прибалтийские шпроты. Наступило второе пришествие салата «оливье» — с докторской колбасой вместо рябчиков. Готовили его в большом тазу и щедро заправляли майонезом. Поросенок и гусь были желательны, но не обязательны.
Под бой курантов надо было непременно открыть «Советское шампанское». Началось массовое производство советских хрустальных фужеров, а заодно и салатниц. В тесных квартирах стол занимал все свободное место, поэтому приходилось выбирать: танцы или еда. С появлением телевизором стол победил окончательно.
Сейчас, похоже, наступил очередной «великий перелом». Салат «оливье» перестал быть главным украшением новогоднего стола — он «морально устарел» и уже не соответствует кулинарному духу эпохи. И мы не хотим всю предпраздничную ночь варить студень.
Да это и не нужно. И запеченную утку, и осетрину, фаршированную грибами, зеленью и креветками, а если очень захочется, то и блюда китайской кухни, можно заказать в ресторане.
Так что теперь в Новый год можно есть то, что вам больше нравится, и главное, веселиться — где, с кем и сколько захочешь.