Любая дорога начинается с первого шага, и чемпионом сразу не стать. Тяжелый труд регулярных тренировок, слезы и боль ждут с самого начала. Двенадцатилетняя Анна Юрасова, ученица четырнадцатой школы города Александрова, разрушила мои представления о спортсменах. Ожидая встретить большую широкоплечую девицу, я увидела тоненькую девочку с теплыми ореховыми глазами и внимательным взглядом.
Нежные полные губы сосредоточенно сомкнуты, но стоит ей улыбнуться, как ямочки появляются на щеках, превращая ее в само очарование. Сияющие шоколадные волосы беспощадно острижены под каре. Смотришь на нее и веришь, что легкая атлетика — это легко. Уже второй год юная спортсменка, которую друзья ласково называют Анютой, не уступает никому первую ступень пьедестала на чемпионате Владимирской области.
— Сколько лет ты занимаешься легкой атлетикой, если показываешь такие высокие результаты? — спросила я, встретившись с ней на тренировке.
— В 7 лет мама отдала меня в художественную гимнастику. Правда, через два года пришлось уйти —мне сказали, что я вырасту очень высокой, и продолжать смысла нет. Тренер посоветовала заняться легкой атлетикой. Поскольку легкая атлетика считается поздним видом спорта, я еще два года занималась современными танцами, а к Александру Сергеевичу Сычёву, моему нынешнему тренеру, попала только в 10 лет.
Аня с другими девочками тренировалась в спортивном комплексе «Рекорд». Гулкий отсыревший манеж, тускло освещенный мерцающими лампами. Сквозь редкие деревянные рейки, когда-то окрашенные желтой краской, проглядывали бетонные стены. Отовсюду немного дуло. Но честно работали батареи, которые выполняли роль и гимнастического станка. Аня, легко закинув ногу на одну из них, испытывала свое гуттаперчевое тело.
Девочкам в старшей группе всего по 12 лет. В младшей, как оказалось, можно встретить ребят куда более серьезного возраста: распределение происходит исключительно по уровню подготовки. Было видно, что характерами «старшие» спортсменки тоже сошлись.
— Ты дружишь с девочками, с которыми тренируешься. Но вы еще и соревнуетесь. Сказывается ли чувство соперничества на дружбе?
— Мы друг за друга радуемся, если кто-то из нас побеждает. «Молодец-молодец» — говорим, а самим и обидно бывает,— смущенно, но откровенно ответила она. — А вообще, когда твой друг еще и соперник, это даже легче.
— Да это же испытывает на прочность отношения?! — воскликнула я, сбитая с толку.
— Испытывает, но ведь когда соперника видишь впервые, сразу пугаешься. Не знаешь, как эта девочка пробежит, как прыгнет. А с друзьями мы вместе тренируемся и результаты друг друга знаем. В чем-то они сильнее, в чем-то ты. В равных условиях, получается.
Вместе с Аней на первенстве Владимирской области на пьедестале стояли Лиза Иванова и Настя Стеценко. Вдохновленные недавней победой, девчонки расслабились и позволили себе немного подурачиться. Но пока они не устроили откровенную чехарду, тренер их веселье особенно не пресекал, а только с напускной грозностью приговаривал: «Вам бы все только хулиганить!»
Работая с группой, Александр Сергеевич успевает заниматься с каждым. Мне не терпелось узнать, что же тренер юных чемпионов считает главным в спорте?
— Главное, чтобы у спортсмена был неподдельный интерес. Желание, стремление, упорство. Но все это должно лечь на природные данные.
— А есть ли все это у Ани?
— Желание есть, безусловно. И от природы задатки очень хорошие! Может, немного не хватает серьезности, но все-таки они у меня еще маленькие, — улыбнулся Александр Сергеевич.
Проведя несколько часов на тренировке, поняла: несмотря на свой доброжелательный характер, Александр Сергеевич обладает неумолимой и спокойной требовательностью. Если надо сделать упражнение сто раз, то девяносто девять уже не прокатит.
Конечно, в стенах родного манежа, рядом со своим тренером все получается, и кажется — обязательно удастся дойти до вершины. Но здесь все только начинается. Большой спорт — это всегда пот, слезы и кровь. Пот — это будни с монотонными тренировками. Были и слезы. Дистанция — 600 метров. Мгновенье до старта. Бешеное сердце подталкивает невесомое хрупкое тело вперед. «Только не заступить, только не опоздать», — начинают метаться мысли в ее голове. Флажок, сигнал, взрыв. Хочется сразу рвануть, обогнать, но нужно рассчитывать силы. Страшно отстать хоть на чуть-чуть. Рядом такие же, как она, и по их лицу никогда не понять, сколько у них сил. До боли сжимается горло, стучит сердце, телом она будто разрывает ветер. А впереди несколько пар таких же — неотвратимо устремленных вперед — ног. Собирая откуда-то силы, она пытается вырваться, но только шея тщетно вытягивается вперед. Еще сильнее, еще. Дотянулась. Финиш. Жадно, с болью глотает воздух. Слезы текут из глаз. И тут уже можно упасть, отдохнуть. Подходит тренер.
— Ну, ты чего? Ты же пробежала уже! Все хорошо, — говорит он по-особому мягко, взволнованно и гордо.
Молчит. Правда: чего? А просто было так тяжело, что стало даже обидно…
И была боль… Прыжок в высоту. Метр сорок пять. Ее рост в сто пятьдесят шесть серьезно усложняет задачу. Но она знает, что упорство и тренировки всегда работают на нее. Смотрит на барьер как хищник, уверенно и немного насмешливо. Позади сотни повторений. Уверенность и адреналин, пульсирующий в венах, точно подбросят тело еще выше. Расчет не удался — изогнутая спина сносит железную перекладину. Жгучая боль расползлась по позвоночнику. Наспех стирая кровь с худенькой девичьей спины, раны стягивают пластырем — впереди бег с барьерами на 60 метров.
Так непросто даются уже самые первые соревнования. Впереди — сложнее, и Аня это знает.
— Для тебя соревнования — это побочный результат тренировок или особое удовольствие, цель?
— И то и другое…
— То есть ты смогла бы тренироваться так, для себя, и не состязаться ни с кем?
— Нет! — испуганно округлила глаза Аня, — нужно тренироваться-тренироваться, а потом уж на соревнованиях показать, чему ты научился, и даже больше. Нужно прыгнуть выше головы.
— Ты все время нацелена на то, чтобы улучшить результат. А есть ли страх его ухудшить, не подтвердить первенство?
— Есть. Даже перед соревнованиями думаешь, что, может, уже не получится так хорошо, как в прошлый раз. Зато сразу после соревнований здорово! Награду в руках держишь, и даже непонятно, чего страшного-то? Чего все так тряслись? На пять минут «умерла», а потом вот как все хорошо кончилось! Только каждый раз не знаешь, как завершится, поэтому умирать всегда страшно.
Своими разговорами на тренировке я Аню сильно отвлекала, поэтому через пару дней мы встретились в нерабочей обстановке, и мне удалось узнать побольше о жизни юной спортсменки.
— Ты сразу так серьезно стала относиться к спорту? — поинтересовалась я.
— Серьезно воспринимать все это я стала только через год. Сначала было просто интересно, необычно, что вот я выиграла, мне дали мешочек с конфетками, медальку, дома родители похвалили. А потом медалей стало больше. И без них уже не хочется!
— Но ведь не всегда все получается, и бывают ситуации, когда просто опускаются руки. Кто помогает собраться и идти дальше?
— Мама, конечно. Она за меня и за всех нас очень переживает.
— А тяжело приезжать на соревнования в другой город?
— Скорее, не очень удобно. Если у нас соревнования, к примеру, в двенадцать, то мы выезжаем около пяти утра. Автобусы, электрички, пересадки. Приезжаем за полчаса, нужно размяться быстро-быстро, сил уже меньше…
— Учителям, наверное, очень приятно, что победителями областных и городских соревнований так часто становятся ученики их школы. Но как они относятся к тому, что приходится пропускать занятия?
— В основном учителя все понимают. Но некоторые настаивают на том, чтобы я выбрала: спорт или их предмет. Я стараюсь успеть везде. Кто-то, наверное, и может, но у меня не получается. А от спорта я не откажусь никогда, потому что мне хочется, чтобы он стал делом моей жизни.
— До пятнадцати лет легкоатлеты должны соревноваться в четырёхборье и обучаться всем дисциплинам. Какую из них ты выберешь, когда придет время?
— Я бы хотела прыгать в высоту, но для этого я оказалась слишком маленькой! Вот так смешно: в гимнастике все опасались, что я высокой буду, а тут роста не хватает. Поэтому хочу выбрать бег на 400 метров с барьерами. Считается, что это самый тяжелый и травматичный вид, ноги постоянно ломаются об эти барьеры, — с восторгом и испугом говорила она.
— А у тебя есть мечта?
— Попасть на олимпийские игры. К 2016 году нужно готовиться, — уверенно, не раздумывая, ответила Аня.
Легкоатлетка сидела передо мной сдержанная и серьезная, сомкнув кисти в замок. Это было для нее как-то неестественно. Я видела, как она бежит. Звук от ее ног раздавался какой-то хлесткий и легкий. Напряжение выдавали только жилки, пульсирующие на лодыжках. Эта девочка точно знает, чего хочет, и уже делает первые шаги к цели.
Тренер специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва имени Ольги Даниловой очень бережно относится к своим подопечным. Несмотря на дисциплину и напряженные тренировки, без которых, разумеется, невозможно достичь высоких результатов, он позволяет детям оставаться детьми. Здоровая психика, уверенность в своих силах служит нашим легкоатлетам хорошим трамплином для прыжка в большой спорт. Дальше — тренировки на грани человеческих возможностей. И так хочется увидеть слезы победы Анны Юрасовой, стоящей на олимпийском пьедестале!
Тамара Шавердо,
фото Ленара Рахматуллина.
не, не могу ))))) пошла спросила знакомого доктора — могут ли жилки пульсировать на лодыжках. Доктор подумал и сказал — ну, конечно, если она дотренеровалась до такого, что у нее вены стали пульсировать … то, говорит, не знаю, как ее доктора на дорожку выпускают.
Вот, кстати, издержки будущей системы образования. Человек, который будет специализировалься в филилогии, будет просто не в курсе биологии, в которой ясноговорится, что вены — не пульсируют, пульсирую артерии, и есть всего несколько артерий, пульсацию которых можно видеть на коже, все другие — находятся в глубине тела и их не видно ни при каком напряжении (кроме терминального, может быть). А уж на лодыжках ))) трясутся, извините, поджилки. А это уже мышечно-связочный аппарат ))) Но никак не сосуды.
Я, конечно, зануда, извините ((((
Почему, мнение специалиста всегда ценно. У журналистов бывают ляпы. Но — у этого текста никаких достоинств, что ли? Вы каждый день в газете что-то подобное встречаете? Просто интересно.
Ну там что-то пульсировало! ну честно!
Сейчас вот посмотрела картинку строения стопы , и, видимо, это были сухожилья…
В самом деле, интересное начинание. Но, на мой взгляд, все-таки такой жанр больше для журнала или книги подходит,а не для газеты. Я сторонник репортажей, а не лирики типа «я заглянула ей в глаза и увидела там…» и прочее. По-детски как-то.
Дети о детях…)
Да, согласна. Мне показалось это нелепым в газетной статье о спорте. Красиво, но это лишнее
В газете прекрасный портрет Ани, да и эти фото интересные. Как удалось получить снимки (автор не местный).
Фотограф — сам спортсмен и один из авторов сайта runners.ru. Снимает много легкоатлетических соревнований. Мы связались с ним через контакты имеющиеся на этом сайте и попросили фотографии для публикации в газете. Он покопался в архиве и любезно предоставил нам несколько фотографий.
вы молодцы. не верится, что это так просто
Сегодня Анна на чемпионате России по легкой атлетике в г.Пенза выиграла бронзу в 5-и борье!!! Молодец Анюта!!!
ПОЗДРАВЛЯЕМ, АННА! ТАК ДЕРЖАТЬ!
А сейчас Анна уже чемпионка России в барьерном беге,мои поздравления спортсменке!!!
Анюта поступила в Московское училище олимпийского резерва №2. Поздравляем!