Вы здесь
Главная > История и культура > Культура > Возвращение Юзефа Козловского

Возвращение Юзефа Козловского

14 мая в камерном зале музея А. и М. Цветаевых при содействии Польского культурного центра состоялась лекция-концерт «250 лет Юзефу Козловскому». Лекцию читала старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, кандидат искусствоведения Ольга Собакина. Она же иллюстрировала свои слова фортепианными произведениями композитора. Вокальные партии исполнила Галина Митрофанова. В вечере принял участие директор Польского культурного центра в Москве, Советник Посольства Республики Польша пан Хероним Граля.

Польский композитор Юзеф Козловский оказал большое влияние на русскую музыку. Но его творчество было незаслуженно забыто. Сейчас начинается возвращение Козловского, исполняются его произведения, изданные и неизданные. Несколько самых ярких страниц биографии.

Родившись в Варшаве, всю сознательную жизнь Козловский прожил в России. Сведения о нем сохранились благодаря его ученику Михалу Клеофасу Огиньскому. По иронии судьбы, «Полонез» Огиньского известен гораздо больше, чем полонезы Козловского. Между тем, учитель редактировал и приводил в законченный вид все рукописи своего ученика. Именно он, а не Огиньский, был самым известным автором полонезов в России и сделал их столь популярными. Полонез «Гром победы, раздавайся» был официальным гимном России до появления в 1883 году гимна кн. Львова «Боже, царя храни». Козловский был самым высокооплачиваемым за всю историю России придворным композитором, пережил трех императоров и одну императрицу и только тяжело заболев, ушел в отставку. Его творчество было заказным. Писать надо было быстро. Вот где проявился его талант: он блестяще справлялся, и ни одна мелодия не повторяла другую. Творчество приходилось сочетать с массой обязанностей. Приходится только удивляться работоспособности этого человека.

Козловский был наиболее видным симфонистом до Глинки. Значительны его достижения в жанре романса. Так как он часто писал музыку к официальным мероприятиям: празднествам и похоронам, которые проводились с особой пышностью, его музыке присущи величие и пафос. Пожалуй, лучшее его творение — «Реквием» — не исполнялся до 2003 года. Благодаря усилиям пана Граля ноты были изъяты из архива Санкт-Петербургской консерватории. На сегодня «Реквием» исполнялся трижды, но хорошей записи на диск нет до сих пор. Это масштабное произведение требует хорошего зала, хорошего органа, хорошего хора и хороших солистов. Собрать все воедино — задача трудноразрешимая. Мы прослушали отрывок любительской записи с одного из концертов.

Постоянные слушатели зала камерной музыки благодарны директору музея Льву Готгельфу и всем участникам концерта за интереснейший вечер.

Галина Ахсахалян

Оцените материал

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Я не робот.

Top
Adblock detector