В июне 2007 г. Министерством юстиции РФ зарегистрирована некоммерческая организация «Всероссийское военно-историческое общественное движение».
Это большая общественная структура, призванная объединять и сплачивать клубы военно-исторической реконструкции. Президент ассоциации, стоявший у истоков военно-исторической реконструкции в России более 30 лет назад, — Олег Соколов, кандидат исторических наук, военный историк, кавалер ордена почетного легиона Франции. Председатель совета движения — Виктор Батурин.
Нам эта информация интересна потому, что в Александрове более четырех лет существует военно-исторический клуб «Партизанъ» (руководитель А.В.Негин). Теперь клуб получил новый статус: это Владимирское региональное отделение всероссийского военно-исторического движения. Есть своя символика, печать, полный пакет документов. Можно подать заявление и стать официальным членом движения. Пока «Партизанъ» — первый и единственный представитель столь серьезной организации, поэтому наш корреспондент встретился с председателем Владимирского регионального отделения Александром НЕГИНЫМ и расспросил его о военно-исторической реконструкции вообще и о «Партизане» в частности.
— Александр Владимирович, поясните, чем вы занимаетесь.
— Наши цели и задачи: изучение военной истории России периода Смутного времени и наполеоновских войн
— Почему выбран именно период наполеоновских войн?
— Это был благородный век. Неважно было, кто победил; важно, кто славнее бился. Рыцарские нравы, благородство, величие, нормальные человеческие отношения. Поэтому нам интересно это время.
— А почему «Партизанъ»?
— Здесь партизанский край был, грубо говоря. Владимирская область была передовым тылом русской армии. Тактика Наполеона была такой: с собой припасов не брать, чтобы обоз был легким. Продуктами запасались у местного населения. Но если в Европе можно было все купить, то в России, естественно, никто неприятелю ничего не продавал. Отряды французских фуражиров добывали продукты путем реквизиции. Есть документальные свидетельства, что их видели у с.Филипповское под Киржачом, в Богородске, в Дмитрове и под Александровом. Из Покрова для обеспечения безопасности к нам были отправлены ратники и отряд Павлоградских гусар. Наряду с регулярными войсками повсеместно действовали крестьянские партизанские отряды. Возникали они стихийно, как отряды самообороны. Народ вооружался пиками, косами, охряпниками, ошарашниками, кистенями, отбитым у французов оружием. Засады, посты караулили фуражиров. Наша подмосковная зона на всех картах обозначена как район действия партизанских отрядов. Поэтому мы выбрали в качестве формы изучения крестьянский партизанский отряд. Здесь мы убиваем двух зайцев: изучаем военные действия и русский народный костюм. То, в чем «Узоры» ходят по сцене — это стилизация. Мы шьем рубаху, сарафан, кафтан того времени. Нам очень помог музей-заповедник «Александровская Слобода», позволил поработать с архивами. Все детали русского национального костюма функциональны, сами убедились. Лапти мы покупаем, за что спасибо спонсорам Алексею Бочарову, Геннадию Симину.
Ребенок надевает костюм, лапти, идет по лесу, по нашей русской земле, и погружается в то время. Он может не знать, в каком году началась война, но то, что он русский, он почувствует обязательно. Ощутит, как себя чувствовали крестьяне, когда здесь рыскали французы. Вот так можно соприкоснуться с историей — не на картинке, а вживую. Мы — русские, об этом надо постоянно напоминать. Наш народ ни татаро-монголы, ни французы, ни немцы шапками не закидали. Изучая военную историю, нельзя не помнить, из чего она рождается: из силы духа и величия нации.
— Численность, состав клуба? Сколько лет самому младшему члену клуба?
— Состав клуба, который уже давно не менялся, — 21 человек. Всего в клубе человек 30, есть и взрослые. Клуб — это объединение людей по интересам. Сейчас вырастают ребята, служат в армии, но продолжают оставаться членами клуба. Возвращаясь, рассказывают остальным совсем не то, что они слышат по телевизору. В педагогике это называется «взаимообогащающее общение». Есть я — руководитель, есть взрослые члены клуба, которые пользуются уважением, и есть те, кому можно доверить детей — О.В.Негина, например. Самый младший член клуба — Миша Негин, ему 7 лет. На последние маневры выезжал четырехлетний Никита Гуляев. В русском народном костюме, с пикой. Конечно, он был с отцом, но все было серьезно.
На маневрах вообще необученным делать нечего. Там настоящий огонь и дым, настоящие норовистые лошади, суровые полевые условия. Многие взрослые клубы просятся на маневры, но им говорят: извините, вы нас не устраиваете. А нас приглашают. Мы считаем, что это уровень. Загляните на сайт движения в Интернете. Там вывешивают списки уважаемых клубов, и среди них — «Партизанъ». Маневры — это не туристический лагерь. Все по регламенту: где ставить палатки (полотняные, исторические), как ходить, какие выполнять команды. У нас с собой простая глиняная посуда, деревянные ложки, большой котел на треноге, в котором варится нехитрая солдатская еда.
— А вам помещение новое дали?
— Никто ничего не дал. Вопрос с помещением стоит остро. Комната во второй школе, где мы собирались, превратилась в кладовку: там лежат пушки, палатки, ружья. И мы там же теснимся.
— А вот на фотографиях у вас дети не только в крестьянской одежде, но и в мундирах…
— Это вы правильно заметили. По большому счету, мы стали вырастать из крестьянских рубах. Захотелось большего. Те члены клуба, которые недостаточно подготовлены, и новички — для них крестьянский костюм. А те, кто достаточными знаниями обладает и по своим моральным и психологическим качествам может взять в руки оружие, носят мундир кадета
— Но кадеты — мальчишки, а у вас девочки…
— Им интересно — пусть попробуют! Была же кавалерист-девица Надежда Дурова. Среди военных историков женщин немало.
В нашей беседе звучало немало интересных названий и имен, но, думается, это тема отдельного рассказа. «Партизанъ» так решительно заявляет о себе, что повод найдется. Ежегодно ребята принимают участие в экспедиции «Под княжеским стягом» (некоторые члены клуба уже находятся в Тверской области под руководством Л.Леонтьева), в реконструкции Бородинского сражения (а Бородинской битве нынче — 195 лет!). Недавно вернулись из Калининградской области, где были маневры по случаю
Галина Кипренко