Вы здесь
Главная > Мир > Путешествия > Красноярск: сентиментальное путешествие

Красноярск: сентиментальное путешествие

Нельзя дважды войти в одну и ту же реку… Не возвращайтесь к былым возлюбленным… Что нам знакомые дома, когда из них друзья ушли… Уходя — уходи, сжигая корабли и мосты… Это все правильно. Но каждому хочется иногда хоть немного, хоть чуть-чуть вдохнуть воздуха былого, воздуха своей юности, когда, как говорится, деревья были большими.

И, кстати, вот еще: «Надо спешить жить!» — говорил классик советской литературы. В один пронзительный момент поняв весь смысл этой известной с детства фразы, я пошла на вокзал и купила билет до родного сибирского города. Все было против, но показалось, что если я не сделаю этого сейчас, я могу вообще никогда не увидеть эти сосны в снегу… Вот, казалось бы, сосны такие же и снег такой же, как здесь. Но нет, там, в Сибири, сосны у себя дома, а ты — зашел на их территорию.

В войну семью моей мамы, тогда еще маленькой девочки, эвакуировали вместе с коломенским машиностроительным заводом, где работал мой дед, в Красноярск. Семейные предания хранят истории о том, как выжила наша семья на новом месте в суровые военные годы. Как волки чуть не загрызли моего дядю, молодого участкового милиционера, когда он ехал в пригородную Березовку разбираться с кражей соломы у мужика. Как мама потеряла карточки на целый месяц, и вся семья питалась одной чечевицей, которую дедушке выдали по такому случаю на заводе. Как бабушка доставала из сундука отрезы мануфактуры и меняла их на базаре у местных жителей на сало и молоко. На этом сундуке и спала моя мама в первую зиму, когда семья жила в землянке. Этот сундук до сих пор стоит в ее комнате, и она любит на нем посидеть. Я помню, как провожали моего деда на пенсию. Особенно меня поразило, что цветов было так много, что пришлось ставить их в ведро, обычное оцинкованное ведро. И ему подарили телевизор. Телевизор «Рекорд».

Потом война закончилась, и можно было бы возвращаться обратно, в Коломну. Но бабушка сказала: «Нет, мы останемся здесь». Она говорила мне, что ей очень понравились люди в Сибири. Так они и остались, там они и похоронены.

Я видела много городов, но Красноярск и Девятка — это любимые города. Мне пишут друзья, что они стали необыкновенно красивыми. Это правда. До простого. Идешь по проспекту Мира, а на улице играет музыка. Просто так — из динамиков, которые висят на каждом столбе. Излишне говорить о том, что фонари на этих столбах светятся, когда темно. Множество памятников, скверов, скамеечек. Новых магазинов, торговых и офисных центров. Они скоро совсем закроют старую прямоугольную архитектуру блочного периода. И это будет уже совсем замечательно.

На набережной, как всегда, дует ветер. Коварный хиус. Енисей катит свои незамерзающие воды, над водой — пар, как над прорванной теплотрассой в Александрове… На набережной — одностороннее движение, а на первых этажах домов — художественная мастерская, в ней, например, очень красивые новогодние украшения из стекла авторской работы. Фотосалон с огромным выбором багета и шикарными фотоальбомами с видами города. Салон красоты, где посетительницы сушат свои прически под журчание фонтанчиков и релаксирующую музыку. Я просто все это знаю, потому что через каждые 10 минут мы заходили погреться куда-нибудь. Потому что минус 25 и хиус с реки. Это очень холодно.

У всех моих подружек автомобили с правым рулем. И они лихо на них рассекают по знакомым с юности улицам.

— Да где ж ты сейчас работаешь?

— Да это неважно, Рыженковочка! Главное, я пою в хоре, играю в театре, занимаюсь в студии авторской песни. А 5 января уезжаю к друзьям в Новосибирск, так что приезжай в гости — второго с ночевкой!

Но больше в большой Красноярск вырваться не удалось. Девятка, она же Красноярск-26, он же Железногорск взял в плен. Морозами, комфортом и друзьями.

На проходной родного предприятия, которое делает спутники, нас встречал все тот же разбитной Андрюша. Хотя теперь, конечно, Андрей Николаевич, отец семейства, ведущий инженер.

— Ольга! Столько лет прошло, ты нисколько не изменилась!

— Ну вот… Я десять лет молодела, прихорашивалась, красоту наводила, а ты говоришь — не изменилась!

— Не, точно не изменилась, как была ехидиной, так и осталась!

Мы шли по неузнаваемым коридорам. Они теперь в евроремонте. Но люди не поддаются никаким ремонтам. Сколько радости было в тот день, кто-то кидается обниматься, кто-то сразу засыпает вопросами. Кто-то спешит показать своих выросших детей, кто-то, как в старые добрые времена, угощает припрятанной для такого случая мандаринкой. Как просто сделать людей чуть счастливее! Просто взять билет и появиться в неожиданном месте в неурочное время.

Город в праздники лениво спал. И видел интеллектуальные сны. В пылу беседы я сказала «хреновато» — наступила тишина и все удивленно посмотрели на меня. Да, я теперь иногда разговариваю почти матом. За все 2 недели я не видела ни одного пьяного, не слышала ни одного грубого слова. Такси приезжает за 2 минуты. Когда однажды я сказала: «Девушка, ну можно попозже, я шапку надеть не успею», она очень вежливо ответила: «А вы сначала одевайтесь. А уже потом в такси звоните».

Удивительное дело — музыкальная школа там бесплатная… А очистка улиц от снега — вообще отдельная песня. Снегопад был только один раз, он начался ночью. И в 7 часов утра следующего дня основные дороги были расчищены, а к полудню дворники закончили расчищать дворы. Дороги не посыпают ничем. В этом нет необходимости. Они просто очищены практически до самого асфальта. Причем везде.

Но самое поразительное — это очистка тротуаров. Постольку поскольку тротуары в городе есть, считается, что людям по ним надо ходить. И снег расчищен по всей площади тротауров. Т.е. снег лежит только на тех местах, где летом газоны. Все. Само собой, нет никаких нагромождений снега и льда на местах, где пешеходы переходят улицу. Как ты ходил летом, так ты ходишь и зимой. А вот дворник, который убирает придомовую территорию у моего дома в Александрове, так до сих пор и не понимает, что надо чистить от снега всю территорию до самого газона. Он считает, что я к нему придираюсь.

Последняя встреча была с моим соратником по походам в горы. Он прилетел откуда-то и сразу позвонил. Была уже практически ночь, но мы все равно поехали прокатиться по ночному городу. Постояли во дворе дома, где я жила когда-то, когда все эти сосны были еще маленькими. Мы смотрели на подмигивающие нам звезды.

— Знаешь, я поговорил с тобой и понял одну вещь, — вдруг сказал он. — Надо спешить жить. И постараться пользоваться всем, что есть у тебя сейчас.

А я думала о том, что взгляд на звезды — это мост. Когда люди смотрят на одну и ту же звезду, они чувствуют один и тот же образ. И об этом мы тоже когда-то размышляли среди снежных сибирских просторов. И я тоже когда-то смотрела на звезды и молила Бога, чтобы волки обошли меня стороной… И они меня обошли…

Ольга Рыженкова,
фото с конкурса фотографий г.Железногорск.

Оцените материал

Комментарии на “Красноярск: сентиментальное путешествие

  1. Ольга, при всем уважении к вашей лирической натуре должна сказать: не говорят «чувствуют один и тот же образ». Видят — еще куда ни шло.
    А в Красноярске в молодости была, мало что запомнила, но пар над Енисеем — это незабываемо!

  2. Двадцать с лишним лет назад переехал жить в г.Александров из Сибири. Первый шок был от мусора, который выбрасывали жители города рядом со своим домом. В Сибири этому уроду дали бы по голове сразу… Сейчас, уже не шокирует. Ко всему, оказывается можно привыкнуть.

  3. Никогда на севере небыл, и не тянуло даже. А вот прочитал, и захотелось.
    Посмотреть на заснеженные сосны, расчищенные тротуары и людей не ругающихся матом. Сказка просто!
    Очень часто слышу от путешественников » чем дальше от москвы, тем люди лучше » ( надо проверить! )))

  4. Да, странно читать о том, что в заснеженном, далёком Красноярском крае хватает средств на уборку громадного количества снега и на круглосуточное уличное освещение (в отличии от нашего «почти подмосковья»). Даже стыдно за земляков-управленцев, постоянно пеняющих на нехватку средств, техники, погоду и т.п.. Но сознайся, Оль, что про уютную художественную мастерскую на первом этаже центральной улицы ввернула «для красного словца». Это ж не Европа и не центр тур. маршрута «Золотое Кольцо России», а Сибирь. У нас-то отдел культуры считает это ненужным (читай — нерентабельным).

    1. Нет, про мастерскую ни капельки не погрешила против правды жизни. Просто она — частная. И доход позволяет художнику содержать достаточно дорогое помещение.

  5. В Сибири люди добрее, честнее и ценят красоту. Видимо погодные условия и делают из них людей. Здесь близость столицы видимо развращает и делает всех — циниками. В старинном городе, где отношение к культуре идет по остаточному принципу… На ул.Ленина стоят 3 -х этажные «терема» под торговые площади, которые до сих пор не могут сдать в аренду? Вот простаивают готовые худ.мастерские или картинная галерея о которой мечтают художники города. Боюсь что в этом городе все останется пустыми мечтами. Если мы хотим, чтобы наш город посещался туристами то торговыми центрами их сюда не заманишь! Им нужна культурная программа, которую с треском провалил отдел культуры г.Александрова.

    1. Городским художникам уже выделили место под мастерские. В подвале. И галерея у нас открылась. В гостинице «Ведруссия» (или как там ее). А наши, с позволения сказать, торговые центры очень полюбились московскими туристами-дачниками. И чем больше у нас будет таких центров, тем привлекательнее наш город будет для московских кошельков. Это ли не мечта!

      1. ну не совсем так. Под художественные мастерские членам Союза художников выделено помещение на первом этаже какого-то дома в Черемушках. А мастерская в подвале — это рабочее место художников оформителей нашего города стандартными квадратными вывесками ((((( Хотя как оказывается — члены Союза художников и господа оформители — это одни и те же люди ((((.

        1. Да, видно, нелегко заработать «стандартными квадратными вывесками»(в угоду заказчиков) на еду, жильё + краски-кисти-холсты…(а по ночам ШЕДЕВРЫ во славу Александрова писать). Для города выгоднее поручить профессионалам разработку проектов НЕСТАНДАРТНЫХ решений оформления фасадов в определённой Худ.Советом стилистике. Тогда потомки вспомнят наше поколение добрым словом!

          1. Скорее, авторский «стеб.» это :
            «мастерская в подвале — это рабочее место художников» …

  6. Вот воистину — слова «не мальчика, а — мужа». Интересно бы вспомнить, кто продал-прихватизировал, или другим способом участвовал в передаче»своим» : площадок радиозавода, сквера (памяти о радиозаводчанах, погибших в годы ВОВ) и прочих зданий в центре города. Разве не Н.В. Сибирина -патриот города, зам А.И.Равина по культуре, туризму и спорту- помогала (чем могла) передаче единственной гостиницы «Александров» в руки хозяев ликёро-водочного з-да? Много «бусин» аборигены с этого поимели?

    1. Был сегодня в ТЦ «Саша». В том самом, который объявился в корпусах первой площадки завода «Рекорд». На лестничной площадке увидел мозаичные панно с изображениями телевизоров. Видимо, это все, что осталось от былой славы нашего некогда градообразующего предприятия. Увы!

  7. А от огромного мозаичного панно из цветного стекла на фасаде к/т «Сатурн» не осталось НИЧЕГО! А между тем, выполнено оно было отличными столичными профессионалами.
    Даже в очаге культуры ЦБиблиотеке УНИЧТОЖЕНЫ красивейшие фрески. По чьей указке, интересно? Видимо, тех же боссов от культуры, ликвидировавщих там же «Художественный Салон» с маленькой кофейной залой, мимо которого не проходил ни один турист, направлявшийся от вокзала к Кремлю.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Я не робот.

Top
Adblock detector