Смутное время начала XVII века в истории России — тревожный и сложный период, когда частая смена властей сочеталась с иностранной интервенцией и гражданской войной. Не раз в центре этих событий оказывалась и Александровская слобода, из которой вырос нынешний город Александров.
В период
В Александровской слободе с 1608 года хозяйничали польско-литовские захватчики. Она привлекала завоевателей тем, что находилась поблизости от Москвы и Троице-Сергиева монастыря, занимала весьма выгодное стратегическое положение, стояла на пересечении важных торговых путей. К осени 1609 года обстановка вокруг Слободы резко изменилась, как и в целом по стране. Начался рост недовольства и сопротивления захватчикам. Лидером освободительного движения стал талантливый полководец князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский
В составе освободителей Слободы были и шведы. Одним из первых в поселение ворвался конный отряд под командованием Иоганна Мюра, который с 1608 года принимал участие в изгнании поляков из Торжка. Вступив в бой с врагами, вышедшими из слободского кремля, «он 100 — 200 человек утопил в реке» (по версии военного историка XIX века Д.П.Бутурлина), остальных обратил в бегство, захватив военное снаряжение, знамёна и литавры.
Тем временем другой шведский военачальник Х.Сомме со своим отрядом неожиданным ударом освободил Александровскую слободу. Ротмистр Христиан Сомме состоял на службе у русских с 1608 года, принимал участие в освобождении Калязина, Переславля-Залесского. Колоритная личность, дворянин, он принадлежал к высшим кругам шведской аристократии, но находился в оппозиции к королевской власти. М.В.Скопин-Шуйский привлёк Христиана Сомме для руководства военного обучения ополченцев. Особое внимание, по свидетельству шведов, уделялось сопротивлению пехоты против конницы, действиям в бою копьём и мечом, сооружению рвов и окопов, передвижению орудий, созданию тревоги в «неприятельском стане лёгкими нападениями». Сомме научил русских строить укрепления по нидерландскому образцу, которые были весьма эффективными в действиях против неприятеля. В сражениях его отличала особая храбрость. Позднее он был серьёзно ранен в одном из боёв под Александровской слободой и для окончательного излечения ротмистр отбыл в Выборг. В 1611 году Сомме принимал участие в датско-шведской, так называемой «Кальмарской» войне, руководил обороной крепости Кальмар.
После того, как Александровская слобода была очищена от польских войск и в ней были проведены дополнительные фортификационные работы и построен острог, из Переславля-Залесского прибыло всё войско русское во главе с князем Михаилом Васильевичем Скопиным-Шуйским, а также союзники-наёмники под командованием Якоба Делагарди. «Бельский летописец» сообщает: «Пришел ис Переславля-Залеского боярин и воевода князь Михайло Васильевич Скопин-Шуйский с товарищи и вольной немецкой воевода Делегерд Яков Пунтусов со всеми своими людьми с русскими и с немецкими, с конными и с пешими, и с нарядом, и великое утеснение польским и литовским людем учинил». По законам русского гостеприимства шведов разместили в лучших строениях слободского кремля. Оказавшись в Александровской слободе, Делагарди развернул военно-организационную деятельность. Принятые им и Скопиным-Шуйским меры, в конечном итоге, позволили освободить дороги для провоза «запасов» в Москву.
Якоб Понтус Делагарди
Якоб Делагарди доводился внуком шведскому королю Юхану III, был женат на Эббе Брахе, состоявшей в свите королевского двора. История этого брака весьма интересна. В юности Эббе Брахе (Браэ) являлась фрейлиной королевы, и ею всецело был поглощён молодой король Густав Адольф. Она стала его первой большой любовью. В
При его участии в Александровской слободе разворачивались крупные события военного и политического характера, призванные в дальнейшем в корне изменить весь ход событий. О значимости Слободы в этот период времени Делагарди в 1616 году записал: «Разбили Литву, завладели Александровской слободой, выручили этим Москву».
В Слободе руководство союзнических войск действовало на паритетных началах: вместе участвовали в сражениях, решали важные вопросы. М.В.Скопин-Шуйский, находясь здесь же, по поручению царя В.Шуйского вел переговоры с Делагарди, как представителем шведского короля, о присылке дополнительных сил наёмников и о гарантиях выплаты жалования последним, вплоть до территориальных уступок со стороны России. С этой целью была составлена «Договорная запись» от 17 декабря 1609 года в двух экземплярах. В дальнейшем она была подтверждена царской грамотой 17 января 1610 года. Согласно этим документам, новая партия шведских наёмников прибыла в Александровскую слободу в январе 1610 года в количестве 1151 человека.
Семь рот привел ротмистр Генрих Теннессон (Анцмир). Я.Делагарди и М.В.Скопин-Шуйский просили его задержаться в Слободе.
Шведский историк XVII века Юхан Видекинд в 1672 году издал «Историю десятилетней шведско-московитской войны». Писал он ее и издавал при поддержке старшего сына Якоба Делагарди, канцлера королевства графа Магнуса Габриэля Делагарди. Для создания трактата Юхан Видекинд привлекал обширный материал, в том числе и воспоминания Я.П.Делагарди. В своем сочинении он писал об Александровской слободе: «Город с крепостью, построенный Иваном Васильевичем, имел прочные укрепления для защиты жителей и пять храмов, когда-то пользовавшихся известностью вследствие проживания в городе самого великого князя…».
В нынешнем году отмечается
Владимир Малов,
научный сотрудник музея-заповедника
«Александровская Слобода»,
художник Олег Федоров.