Украшенная ель и Дед Мороз в сознании не одного поколения россиян связана с наступлением нового года. Когда-то и ель, и добрый дедушка, в которого волей советского правительства превратился св. Николай, были атрибутами рождественских праздников. Понемногу традиции встречи Рождества в нашей стране возвращаются.
И, несмотря на то, что Рождество — праздник, который считается домашним, многие россияне привыкают встречать его в дороге во время праздничной экскурсионной программы. В рождественские праздники мне довелось сравнить, как встречают туристов в Александрове и недалеком от него Переславле-Залесском.
Негромко привечали Рождество в музее-заповеднике «Александровская Слобода». Канвой классической экскурсии но музею служил рассказ экскурсоводов о рождественских гаданиях. Например, девушкам из числа туристов, перед входом на одну из выставок предлагали погадать на поленнице дров. Если вытянет с закрытыми глазами полешко толстенькое — попадется муж с достатком, тонкое — будет муж худородный, а если на полене много сучков — будет в семье много детей.
В Александровском художественном музее была подготовлена программа «Святки-колядки», во время которых гости города не только прошлись по купеческому особняку купца
В Переславле-Залесском главными праздничными площадками в эти дни стал Дом Берендея и Переславский музей-заповедник. Обитатель переславского края царь Берендей, обзавелся своей резиденцией. В ней и художественная мастерская, где туристам предлагают мастер-класс по росписи новогодних игрушечных елок, и музей уникальных масок, и кафе, где можно отведать настоящего клюквенного морса. А сам Царь Берендей со своими помощниками, скоморохами да задорными певуньями, устроил такое веселье, что устоять на месте во время хороводов да игр было невозможно.
А Переславский музей-заповедник приготовил 7 января большую программу и для туристов, и для жителей своего города. На его территории, на разных площадках можно было услышать музыку на все вкусы: народную, духовную, джазово-эстрадную и даже в исполнении духового оркестра местной воинской части. Разливали глинтвейн и чай. Предлагали поучаствовать в беспроигрышной лотерее. Можно было покататься на санках по льду. Были зажжены рождественские костры, а венчал праздник фейерверк.
Стоит, пожалуй, поучиться у переславцев гостеприимству и уровню организации праздников. Но вот в одном два наших города оказались весьма близки — в отсутствии на таких массовых мероприятиях достаточного количества туалетов.
Алина Рядовая