В каждом местечке нашей страны имеются свои специфические особенности церемонии бракосочетания. Стандартная, в общем-то, процедура в ЗАГСе также может иметь свои нюансы. Так, например, в Сергиевом Посаде одно время роспись брачующихся сопровождалась звуками диковинной для наших мест арфы. В Интернете обнаружил рассказ молодоженов о воплощенном ими свадебном капризе — во время венчания в церкви хор цыган исполнил им свадебную песню. Также в церковь приносят домашних животных и приводят экстрасенсов. В подмосковной Черноголовке на прошлой неделе силами александровского тамады была проведена свадьба в китайском стиле.
Не менее чудные обряды имеются и в неофициальной части брачного дня, основанные на местных древних традициях и прочих современных особенностях жизненного уклада горожан. В подмосковном Раменском приблизительно в 2004 году появилась бронзовая скульптура «Дама с собачкой» в скверике у Дома культуры «Сатурн». В народе появилось поверье: если невеста потрет нос таксы, муж будет верен ей, как собака. На Ярославском шоссе вблизи села Воздвиженское имеется изваяние лося. Регулярно, не без помощи молодоженов из близлежащих деревень и городков (в том числе и Александрова), рога лося украшаются ленточками. Видимо, так будущие мужья страхуются от потенциальных рогов, которые в будущем им могут наставить их благоверные.
В самом Александрове, конечно, также не избежали свадебных причуд, нивелирующихся в зависимости от государственного строя и особенностей времени. В советские времена местом обязательной остановки свадебного кортежа был памятник Владимиру Ленину. В постперестроечные времена этот пункт был почти вычеркнут из свадебных программ. Только немногочисленные брачующиеся – приверженцы коммунистической партии и отъявленные нонконформисты (как, например, мой брат) – возлагали букеты цветов бронзовому Ильичу. А вот памятник александровским солдатам на привокзальной Комсомольской площади никогда не был обделен цветами. Даже когда появился памятник воинам-интернационалистам у завода имени 50-летия СССР (ныне «Далекс»). «Афганцев» у нас в городе любят. Во время генеральной уборки у этого памятника накануне митинга в честь дня ВДВ, инициированной активистами из организации «Молодая Гвардия», насчитал с десяток свадебных кортежей. Только, похоже было, что «афганцы» для них не место памяти, а просто еще одна праздничная точка, где можно «раздавить» пару бутылок шампанского. Иногда раздавить получается и в буквальном смысле – молодогвардейцам в тот день пришлось выносить в мусорные контейнеры не только груды сорняков, но и артефакты свадебных церемоний в виде бутылочного стекла и коробок из-под конфет.
Всем александровцам знакома и еще одна свадебная причуда – перенос невесты через мост. В некоторых местах девушку необходимо перенести через семь мостов и на последнем выкинуть в воду коробочки из-под колец. В Александрове обычно ограничиваются одним Банным мостом, который находится на оживленном месте. При этом иногда силами гостей и свидетелей под симфонию автомобильных клаксонов перекрывается автомобильное движение.
Не забывают молодожены, иногда весьма шумно, отметиться в рядом расположенном музее-заповеднике «Александровская Слобода». Для некоторых это – эффектный свадебный антураж. Для других – повод побывать на интересной праздничной церемонии «Романтическое путешествие», которую для них приготовили музейщики. Во время этой программы молодоженам предлагается узнать о традициях свадебных церемоний разных эпох, проходивших на Владимирской земле. Как сватались крестьяне в XIX веке, что должна иметь в приданом александровская мещанка, сколько в Александровском кремле состоялось свадеб (в те времена их называли «царской радостью») Ивана Грозного? Именно во время такой небанальной программы можно узнать, откуда в современных александровских свадьбах пошел обычай связывать две бутылки шампанского, которые выпиваются состоявшимися супругами через год и по рождению ребенка. Оказывается, что изначально в царских церемониях фигурировали огромные трехпудовые свечи, которые горели всю брачную ночь, а наутро их связывали вместе и относили в храм, как символ двух соединившихся перед лицом Бога сердец. Но, видимо, склонность нашей нации к невоздержанности в питии горячительных напитков привела к тому, что свечи ныне уступили место бутылкам со свадебным алкоголем, а приличествующая событию чинность – шумной и гвалтливой потехе.
Капитон Копалкин,
фото Эдуарда Егорова.