1 ноября работники Федеральной службы судебных приставов отмечают свой профессиональный праздник. История судебных приставов уходит в глубину веков, но и сотни лет назад они выполняли функции сбора судебных пошлин, розыска недобросовестных должников, сбора доказательств для суда. Какие они, современные судебные приставы, об этом нашей газете рассказали они сами.
ВЛАДИМИР ГЕННАДЬЕВИЧ МОРОЗОВ,
начальник отдела федеральной службы судебных приставов по Александровскому району:
— На Руси термин «судебный пристав» употреблялся уже в XIII веке. Словарь Ожегова толкует его, как должностное лицо, приставленное к какому-нибудь делу для надзора. Это понятие встречается преимущественно в договорных грамотах великих князей. В Новгороде приставами называли людей, миривших тех, кто втянут в тяжбу между собой; в Москве — исполнительных чинов, на которых возлагались какие-либо особые поручения, например, сопровождение иностранных послов. В более узком смысле пристав — это чиновник по судебным делам, в обязанности которого входили вызов на суд ответчика и свидетелей, а также производство взысканий по определению суда.
В годы Советской власти судебные приставы стали государственными служащими, входящими в состав судебных органов. Но в конце прошлого века их вывели из-под судебной юрисдикции и учредили самостоятельную службу.
В Александрове подразделение судебных приставов было образовано в 1997 году, штат его насчитывал всего 12 человек. Постепенно служба совершенствовалась, а вскоре был принят Федеральный закон, регламентирующий задачи службы, правовую основу ее деятельности и т.д.
Наша служба постоянно развивалась. В 2003 году приобретено отдельное здание, кстати, мы первые в области, получившие комфортные условия для работы и новейшее техническое обеспечение. Вырос численный состав, сейчас он насчитывает 32 человека. За десятилетие выросли грамотные кадры, которые сейчас работают и в других организациях. Из числа судебных приставов двое стали судьями: Татьяна Николаевна Попова — районный судья в Москве, Елена Владимировна Барчёнкова — мировой судья и администратор мировых судей в Александровском суде. Константин Никитович Сетян — администратор городского суда. Наталья Федоровна Долгова — руководитель крупной юридической фирмы в Москве. Андрей Геннадьевич Верис решает вопросы собственной безопасности в таможенной службе. Это лишь несколько примеров. Многие, начиная работать в нашем отделе, получили закалку и выросли профессионально.
За эти годы у нас появились новые должности. К примеру, дознавателя, который рассматривает вопросы, связанные со злостным неисполнением решений суда, растратой арестованного имущества или неуважением к судьям и участникам судебного процесса. Это статьи УК РФ, которые сегодня расследует орган дознания судебных приставов. Занимает эту должность Владислав Владимирович Шипилов.
Если в начале создания службы судебные приставы исполняли
ИРИНА ГРИГОРЬЕВНА ПЕТРОВА,
судебный пристав:
— У меня со школы была мечта — получить образование юриста. Начинала работать секретарем в Александровском городском суде, а с января 1989 года работала там же судебным приставом. Сначала было трудно: ни опыта, ни юридического образования. Но я попала в хороший коллектив, рядом — люди с большим опытом: Лидия Карповна Блохина, Антонина Васильевна Егорова, Нина Ивановна Силантьева. Эти женщины, первые помощники и наставники, помогли мне состояться судебным приставом.
Сейчас я юрист первого класса, занимаюсь вопросами по платежам алиментов. Злостных неплательщиков алиментов с каждым годом становится все больше. Раньше, если человек не работал, нес наказание за неуплату алиментов. Сейчас этого нет: могут не работать и, соответственно, не платить алименты. А что делать женщине с детьми, если ей не платят алименты?!
Мы делаем все возможное. Не хочет платить, можем арестовать имущество и в принудительном порядке заставим это сделать. Можем передать материал в УВД для возбуждения уголовного дела. Сейчас уже возбуждено 42 уголовных дела на злостных неплательщиков алиментов. Они думали, что все пройдет стороной, но запросто могут лишиться свободы.
Но, к сожалению, есть и женщины, которые нигде не работают, ведут антисоциальный образ жизни, соответственно, и воспитанием своих детей не занимаются. Суд за это лишает их родительских прав. Очень жалко детей, проживающих с такими мамашами. За всю практику мне дважды приходилось насильно забирать детей у матери и передавать в органы опеки. Поверьте, картина очень тяжелая.
АННА НИКОЛАЕВНА ПИКУЛЁВА,
судебный пристав:
— В этом городе живу сравнительно недавно, до этого я работала в структурах Министерства обороны. Мне захотелось что-то изменить в своей жизни, и я решила стать юристом. Дети выросли, пошла учиться на юридический факультет.
Когда пришла работать в этот отдел, коллектив сразу понравился. Сам руководитель Владимир Геннадьевич, человек отзывчивый, рассказал все, назначил наставника Маргариту Фалину. У нее большая практика, она делилась своим опытом, дала мне много полезного.
Работаю с физическими и юридическими лицами. Взыскиваем задолженность в пользу различных инстанций, по штрафам, которые накладывают суды, Роспотребнадзор и другие органы. В первую очередь основываюсь на статьях Закона, чтобы не были ущемлены права ни взыскателя, ни должника. Приходится очень тактично беседовать с обеими сторонами, чтобы и должник заплатил свои долги, рассчитался с государством или с физическим лицом, и взыскатель остался доволен нашей работой. Подчас приходится лавировать между сторонами, решая сложные ситуации.
Сейчас я заканчиваю университет, пишу дипломную работу по теме, о проблемах службы судебных приставов.
Вы спрашиваете о романтике в этой профессии? К нам приходят люди со своей болью, мы должны их выслушать, понять. Взыскатель приходит со своими бедами, должник тоже объясняет свои проблемы и материальное положение и просит: «Помогите». Не преступив закон, советуешь, что можно и нужно сделать. Одну проблему можно решить так, а можно по-другому. Очень многогранная работа.
МАРГАРИТА ВАЛЕНТИНОВНА ФАЛИНА,
судебный пристав:
— Я несколько лет проработала в милиции следователем, потом пришла сюда. Профессии чем-то схожи, в милиции перед тобой проходят судьбы людей. Здесь в чем-то сложнее, но и интереснее. Наверное, больше скандалов, больше недовольных, в основном со стороны должника. Иногда бывает невозможно примирить стороны, иногда они сами находят какое-то компромиссное решение, договариваются между собой. А бывает, что находят полное согласие, но это происходит очень редко.
У меня растет дочь, и я ей никогда не посоветую пойти по моим стопам. Потому что наша работа очень нервная, напряженная, уносит много здоровья.
Илья Сидорцев,
фото с http://www.ipristav.ru.
Очень обидно что люди которые шли на должность пристова..не помогают людям хотя это их полная обязанность!!!я столкнулась с полной бездеятельностью наших пристовов(г.Александрова)2 года длилось дело а мой пристов этим не занималься!!спрашивается где справедливость!и за что получают зарплату!!к томуже заодно с должниками!!!!
А по конкретнее. В чем дело. А то одни общие фразы. Я, например, ничего не поняла.
Ну почему непонятно? Т. пишет, что 2 года его пристав не помогал ей во взыскании долга по решению суда, а з/п за эту работу получал исправно.