Вольные путешественники, Наташа и Игорь Холоповы, недавно вернулись из «кругосветки» по России, Украине и Белоруссии. Если смотреть по карте, действительно получается круг. Целью путешествия было испытание нового мотоцикла и жажда новых впечатлений. Даже если маршрут пролегал по странам вполне изведанным — на любом прогоне имеющий глаза да увидит.
Для них путешествия — это философские наблюдения, новые друзья и ощущение полноты жизни. Вспоминается только хорошее. И как путешественник не берет с собой лишний груз, так и Игорь не привозит балласта. Его речь, яркая, образная, пересыпанная меткими словечками, — это же песня. Песня странствий. По ходу дела я задавала кое-какие вопросы, но в окончательном варианте решила всю эту навигацию убрать. Потому что когда я была молода, умные люди уже за Игорем Холоповым записывали и даже подарили ему сборник его собственных высказываний. Вот и я решила поточнее записывать. К сожалению, в газете текст печатается в сокращении.
— Раз в году мы уезжаем. Суета, задерганные люди, злоба через край. Желание заработать как можно больше, эти автобусы, электрички…Темп жизни навязывает Москва. На Валдае москвичи настолько всех накормили деньгами, что за ночлег в неотапливаемом неприспособленном доме просят 2 тыс. руб. Это засилье Москвы настолько надоедает! В Крыму за ночлег просят 200 руб. и еще виноградом кормят. Там другие условия, другие тарифы и другое отношение. Начиная с тех, кто встречает тебя в кафе, и кончая поведением на дороге.
Мы проехали довольно много. В нашей зоне есть хамы, есть любящие себя «понторезы». Обладание какой-то Мицубиси Паджеро или джипом делает человека просто невменяемым. Я мотоциклист, я самый незащищенный.
Мотоциклисты — рыцари дорог. Люди профессиональные это понимают. Зато «понторез» на абсолютно пустой дороге едет так, чтобы твой локоть задеть, сознательно жмет тебя. Ты для него букашка. И в то же время водители-дальнобойщики, которых я безумно люблю и уважаю, понимают, что тебе плохо. Если он тебя обгоняет, он съезжает на левую обочину. На участке от Ростова до Воронежа был страшный боковой ветер. Он буквально валил нас. Скорость была 40-50 км. Так полчаса сзади меня ехала 24-метровая фура. Водитель на 5 км вперед посмотрел, где меня можно обогнать, не подрезал, на 2 метра в сторону ушел. Он понимает, что ветер.
На Украине дорогих машин тоже много, но там все ездят нормально. Уважают других участников движения. Когда едешь здесь, у тебя в голове правило трех «д»: дай дорогу дураку. Там — предсказуемость поведения!
Мы хотели посмотреть, как живут люди в Белоруссии, Украине, что сделали с Крымом, так ли это страшно. Про украинских гаишников мне такое рассказывали — мол, в одних трусах приедешь. Съездил, развеял страхи. Если ты везде остаешься человеком, никакие гаишники тебя не тронут.
Я не первый год за рулем. Так вот, там очень правильная езда. По трассе можно 500-700 километров проехать и ни одного гаишника не увидеть. Дороги прекрасные. Никаких приказов остановиться и мимо поста ГАИ проехать на скорости 20. Как шел 100-110, так и проехал. Поборов нет тоже. Благожелательное, нормальное отношение. Ребята, которые ездили за месяц до нас, безбашенные люди, даже провоцировали гаишников: ехали, к примеру, на одном заднем колесе. От них, конечно, требовали порядка. Железное правило, которое у всех в крови: пропускать пешеходов на пешеходных дорожках. Вначале я делал над собой усилие. Но оттого, что мы сами превращались в пешеходов, быстро привык.
Неприятно поразили только наши таможенники. В центральной Украине и в русскоговорящих районах — никакой агрессии. Никто ни разу не сказал: вот, приехал кацап с кацапкой. На майдане Незалежности никто не воюет, палатки не стоят. Люди гуляют, пьют пиво, радуются, целуются.
Хотели заехать в Карпаты, но там зарядили дожди. Мы шли галсами через маленькие города и в конце концов свалились в Одессу. Подивились на Одессу, на патриотизм одесситов. Они отстаивают каждую улочку, каждое деревце против нашествия басурман. Белоруссия, Украина — там все очень рационально. Практичность украинцев нас везде удивляла: и на бытовом уровне, и в архитектуре, в организации движения, питания. У них жилка такая: все приспособить. Никто не говорит, что животноводством заниматься невыгодно. Ходят тучные стада коров, отары овец — явно не частные. Люди работают. Они не очень высокого мнения о своем Президенте. Вот о Путине хорошо отзываются.
Что еще нас порадовало: многообразие вкусной дешевой еды. 40 наименований второго блюда. Полное отсутствие английского языка в названиях. Кафе «Березка», ресторан «Сало», кафе «Пузата хата» и т.д. Свой язык они очень любят и не хотят иностранщины.
Очень любят свою страну. При огромном количестве дешевого и очень дешевого пива нигде не видел ни валяющейся бутылки, ни валяющегося стакана, ни, тем более, валяющегося местного жителя. Хотя пиво очень хорошее.
В Крыму было тепло, мы купались. Представь: большой супермаркет после закрытия. Примерно так было в Крыму. Остались море, солнце, скалы, а пляжи пустые. Ракушечник по щиколотку — и ни души. Деньги большие там крутятся, иногда нелепо. В одном из красивейших мест бетон льют прямо в море — строят небоскребы. Мы поражались: из Москвы приехать в такой вот небоскреб. Частных домиков бы понаделали на склоне. Индустрия туризма потихонечку развивается. На побережье открываются дома отдыха.
Нам нравится колесная жизнь. Большинство людей боится дорог. Но, сидя на берегу, плавать не научишься. Незнакомая страна — не значит враждебная. Если не нарушать основные правила поведения, проблем не будет. Нужна толерантность. И предварительная подготовка. Методика освоения незнакомого города достаточно проста. Берется оживленная магистраль и отсчитывается по ней от центра минут 15-20. По сути, это будет пригород. Там снимается гостиница, или жилье в частном секторе, или ставится палатка. Мы оставляли мотоцикл и ехали в город налегке. Так бралось большинство городов — легко, мягко.
Обычно мы ездим вдвоем. Наработали свою систему. Основные заповеди: не вставать вблизи населенных пунктов; не вставать в местах традиционного отдыха трудящихся. Один раз мы это правило нарушили и тут же поплатились.
Мотоцикл — это всегда плюс. Подъезжаем, видим, что до нас здесь были автомобилисты, — лучше не вставать и отъехать дальше. Мы строим маршрут, нанизывая самое интересное, как изюминки. У нас не чистый круг, а такая… ломаная линия.
Испытали новый мотоцикл. Наши друзья-туристы дали нам денег (половину стоимости), одели-обули и сказали: «Поезжайте, деньги потом отдадите». Это называется туристское братство. Таким образом, мы обрели здоровенный туристский мотоцикл Honda Transalp с большим количеством кофров. Чем-то он похож на меня.
Вроде бы тормозной (а на самом деле неспешный), но когда надо, такую строчку выдает!!! Сколько бы на нем ни проехал, не устаешь, — до того удобный, уютный. Наташа ехала и грызла семечки. Мы его очень полюбили.
В следующий раз Холоповы собираются в Азию. Азиатские путешествия можно назвать экстримом. А вояж к братьям-славянам был скорее отдыхом.
Галина Ахсахалян,
фото из архива Игоря Холопова.
Сожалею, что поздно узнала о вашем сайте. Игорь какой позитив!!! Годы по-моему сделали тебя еще восторженнее. А талант писателя-путешественника просто завораживает. Горжусь тобой и помню. Вы с Наташей лучшие и одно целое. Браво!!!