1967 год. Страна готовится отметить50-летие Советской власти. В это время, взметнувшись ввысь, заработала Останкинская телебашня. В Александрове тоже событие — распахнул двери Дом культуры «Юбилейный». Его открытия очень ждали александровцы, но больше всех — радиозаводцы.
От мечты до ее воплощения — долгий путь. В пятидесятые годы завод быстро развивался, росли объемы производства, росла и численность работающих. Пришло много молодежи, но для проведения массовых мероприятий завод располагал лишь красным уголком. Если проводили вечер или общезаводскую конференцию, приходилось арендовать какой-нибудь клуб.
На всех собраниях и конференциях поднимался вопрос о необходимости строительства своего Дома культуры. Решения принимались, но дальше этого дело не шло. В вышестоящих органах объясняли, что в первую очередь необходимо строить жилье, детские учреждения. А чтобы построить свой очаг культуры, требовалось специальное постановление Совета Министров. Поэтому все ходатайства отклонялись.
На одном из общезаводских собраний от имени выпускного цеха ветеран завода Лидия Николаевна Смирнова внесла предложение обратиться в Совет Министров за разрешением на строительство Дома культуры, но не просто послать бумагу с решением собрания, а поручить конкретному лицу добиваться его выполнения.
— На другой день прихожу на работу, а меня срочно вызывают в партком, — рассказывает Лидия Николаевна. — Здесь же присутствует первый секретарь горкома, и говорят мне: «Назвался груздем, так и полезай… Даем тебе поручение вплотную заняться этим делом».
Они, конечно, понимали, что в строительстве я полный профан, но донести желание коллектива могла. Обещали помочь документами, расчетами, людьми.
От имени избирателей написали письмо депутату Верховного Совета, второе от имени коллектива завода — непосредственно Председателю Совета Министров А.Н.Косыгину (а мы узнали, что такие письма Косыгин рассматривает лично). Через некоторое время приходит открытка, где указан номер телефона, кому направлено письмо для рассмотрения и решения.
— С этого все и началось. Думали, очередная отписка, — вспоминает Лидия Николаевна. — Но когда в первый раз поехали в Совет Министров, о нас уже знали: мы беспрепятственно проходили в Совмин, ЦК КПСС и другие учреждения. Были задействованы руководители различных рангов, а мы представляли различные документы. Каждый раз новые требования, только сметная стоимость объекта представлялась в нескольких вариантах: надо было выбирать что подешевле, доказывать, что строительная организация города может выполнить наш заказ вне своего плана, что будут строительные материалы и т.д. Трудностей было много. Но большую помощь оказывали руководители главного управления нашей отрасли, секретарь горкома партии, отдел капитального строительства и лично директор завода М.М.Жулёв. Так благодаря общим усилиям было получено разрешение на строительство собственного Дома культуры.
Стройку объявили народной. Чтобы ускорить строительство, каждое подразделение завода в нерабочее время безвозмездно трудилось на этом объекте. Как и намечалось, в год
Сейчас рынок диктует свои законы, работать стало сложнее, приходится менять и совершенствовать формы работы, но жизнь в Доме культуры продолжается. «Юбилейный» — по-прежнему главный центр культурной жизни в городе.
Кстати: когда строилась Останкинская телебашня, в течение года диктор телевидения Виктор Балашов вел репортажи непосредственно со строящегося объекта, рассказывал, какое это будет фундаментальное сооружение. Тогда в это верилось с трудом. Но к назначенному сроку телебашня вступила в строй, и мы убедились, что задуманное стало явью. Как Эйфелева башня в Париже, Останкинская стала визитной карточкой нашей страны.
Светлана Маслова,
фото Эдуарда Егорова