6 февраля Арсаковская средняя школа № 31 отметила
70-летний юбилей. Мне не удалось побывать на этом празднике, и мы с Ольгой Григорьевной Суходол, учителем русского языка и литературы и руководителем кружка журналистики, договорились, что я приеду в любой удобный для меня день, чтобы познакомиться со школой.
Денек выдался на Масленой неделе: солнечный, морозный, какой-то радостный. С радостью ехала я в школу, а покинула ее с ощущением абсолютного счастья. Мне бы хотелось учиться в школе, где всего 100 детей, поэтому все знают друг друга. Где на перемене кто-то поет под гармошку, а кто-то играет в шахматы.
Забота о красоте и здоровье
В классе для малышей мне с гордостью показали чудо-потолок. Глазами его чудеса, конечно, не видны, специальные пластины спрятаны под отделкой. А на стене — аппарат, которым задается температурный режим. Благодаря чудо-потолку температура вверху и внизу одинаково комфортная. Такую заботу о здоровье малышей проявил отец Леонид, настоятель Борисоглебского храма, а ныне учитель школы. Отец Леонид первый год ведет курс «Основы православной культуры». Говорят, у него два высших образования и аспирантура. Я посидела на уроке минут 15. Отец Леонид говорил о нетварном свете. Кратко, емко, образно и убедительно. Даже жалко было уходить. Дети активно работали, отвечая на вопросы по тексту о чуде на горе Фавор.
Было много споров: вводить или не вводить этот курс. Они до сих пор идут. Здесь его ведет священнослужитель. А призывают к тому, чтобы вели светские люди. Мне кажется, вести любой курс должен тот, кто этим живет, кто сможет передать свою увлеченность детям. В арсаковской школе не только православные, но и мусульмане. Учатся с большим интересом.
В коридоре школы большая выставка картин Александра Васильевича Михайлова. Его картины есть в фондах Александровского художественного музея, была и персональная выставка в особняке Первушина. Ученики школы писали исследовательскую работу о его творчестве. Благо, картины всегда перед глазами. В школе работает кружок ИЗО, и многие классы украшены детскими рисунками.
На перемене я услышала из одного класса звуки гармошки. Оказалось, гармонь получила здесь постоянную прописку, а играет на ней третьеклассник Заир Голмирзоев, участник конкурса «Играй, гармонь!» Девчата поют, ребята танцуют, и все это называется «Русские напевы». Коллектив часто выступает с концертами.
Ремонт своими руками
Этим летом девятиклассники вместе с учителем труда обшили потолок в коридоре вагонкой. А серую деревянную пристройку покрасили во время летней практики.
Спортивно-актовый зал, где проходил юбилей, помогла отремонтировать воинская часть. Больших трудов стоило пробелить фермы потолка. Солдатики белили дважды. Официально воинская часть — никакие не шефы, но делают больше, чем иные шефы. Командир говорит: «У меня у самого дети». Хотя они давно выросли и не учились в этой школе. Командир понимает, что у детей должно быть все, и самое лучшее.
Монастырь подарил спортивные тренажеры. Дети разрисовали стены веселыми зверюшками. К юбилею украсили зал аппликациями, сделали хороший занавес. На мероприятия стало приходить много родителей. Бывает, даже мест не хватает!
К сожалению, в зале до сих пор холодно. Окна большие, рамы старые. Нижний ряд привели в порядок, на верхние денег не хватило.
Батареи очень горячие. У школы своя модульная газовая котельная. Она появилась при предыдущем директоре.
Демография и кадры
«В первом классе сейчас 15 человек, а через два-три года будет больше двадцати. Рождаемость растет. Родители работают в основном в воинской части. Живут в военном городке в четырех километрах отсюда. Автобус возит детей из городка бесплатно. Сначала это был автобус воинской части. Потом начались большие проблемы с финансированием. Сейчас предприниматели Киселёвы этим занимаются. Автобус ходит четко.
Дети у нас талантливые: танцуют, поют, играют на сцене, рисуют. Изумительные исследовательские работы: например, по истории школы. С ними работают профессионалы. Учитель начальных классов рисует, учитель математики — театрал, возглавляет театральный коллектив. Я — учитель русского языка и литературы, пою, танцую, веду кружок журналистики. У нас разносторонние и увлеченные люди работают, любящие детей. Пришел творческий человек: Маргарита Михайловна Искрова, зам. по учебно-воспитательной работе. У нее рисуют даже „нерисующие“ дети. Это талант, педагогический и творческий. Пришел молодой специалист — учитель английского языка.
Четыре учителя с высшей категорией, остальные с первой.
У нас нет неуспевающих. Если ученик не понял что-то на уроке, учитель ему после урока объяснит. Многие остаются в школе делать уроки и потом со спокойной душой идут домой».
(О.Г. Суходол)
Дети
«Дети у нас особенные. Они могут слукавить, но лжи откровенной нет. Старшеклассники с малышней на перемене и поиграют, и побегают. Вчера одиннадцатиклассник с третьеклассником играл в шахматы. Талантливые, исполнительные, добрые. Замечательные, одним словом. Я работала раньше в Подмосковье, в Нахабино, могу сравнивать. Там обычные дети, а здесь особенные.
Есть класс цыган. 12 человек. На Новый год елку принесли, сами украсили. Их даже обижает, что к ним отношение настороженное: мол, сделают или не сделают? Они у нас первые спортсмены, первые танцоры, хорошо поют. Тяжеловато в том плане, что они разновозрастные, а учатся в одном классе. Но они хотят учиться вместе. Родители, которые сами не умеют ни читать, ни писать, хотят, чтобы их дети были грамотными. На будущий год у нас будет два таких класса». (О.Г.Суходол)
Школьного психолога Галину Николаевну Цыганкову я попросила нарисовать коллективный портрет особенных арсаковских детей.
— В начале учебного года мы проводим комплексное обследование учащихся. Совсем недавно провели обследование на предмет враждебности и агрессивности. Два человека в школе, у которых уровень агрессивности чуть-чуть повышен. Враждебности чуть больше. У нас благополучная обстановка. Дети регулярно посещают церковь, исповедуются. Что такое исповедь? Это анализ и оценка своего собственного поведения. Исповедь — это норма жизни православного человека. Еженедельная рефлексия.
Специфика нашей школы: почти все мы живем в военном городке. Все на виду друг у друга. Мы можем сделать замечание, а можем отметить что-то хорошее в ребенке. Мы встречаем родителей учащихся каждый день. Видим, как дети помогают одиноким бабушкам копать огороды. Они вообще охотно помогают, для них этот душевный порыв естественен.
— А вы их готовите к тому, что мир их встретит жестче, чем родная школа?
— Безусловно. У нас есть тренинги для старшеклассников. Мы отрабатываем такие навыки, как: умей сказать «нет», умей почувствовать манипуляцию, умей не верить рекламе и т.д.
У нас классы маленькие, вот выпуск был — девять человек. Классы очень сплоченные. Когда класс большой, обязательно кто-то «выпадает». У нас возможен индивидуальный подход к каждому ребенку.
Выпускники говорят о школе с благодарностью. На юбилее были и взрослые, и совсем молодые люди, но всех нас объединяло одно — любовь к школе. Мы все как одна большая семья. Все как родные.
Директор школы, Галина Александровна Богоявленская, работает здесь год. Задаю ей главный вопрос:
— Подушевое финансирование как-то отразилось на жизни школы?
— Нам оставили очень мало часов на кружки (говорили, что вообще все часы снимут), но учителя продолжают вести кружки в том же объеме, что и раньше. Дети не ощутили перемен, это самое главное. Удалось сохранить коллектив. Начальник управления образования Ирина Константиновна Сергеева — кстати, выпускница нашей школы — мудрый руководитель. Она сумела сохранить все школы района. Только представьте: закроют нашу школу. Сто человек учится — куда их? В город? А «впишутся» ли они в городскую жизнь?
Очень бы хотелось, чтобы на карте России сохранились такие вот школы — уютные и теплые. С хорошими, добрыми детьми и благородными учителями. С курсом психологии и основ православия. С блинами на Масленицу. С детскими рисунками на стенах…
Галина Ахсахалян,
фото автора.
Куда все таки лучше отдать ребенка, в маленькую сельскую школу или в большую городскую?
Да скоро не останется маленьких сельских школ. Будут одни гиганттские городские школы, которые получились из объединения двух (трех, четырех…) перефирийных. Ну как вот слили школу №3 и №6 в Александрове.