
Загадочное, мистическое, древнее и, возможно, самое брендовое место в городе Александрове — Кокуиха. Но не многие о нём слышали, а уж где оно расположено, и вовсе не каждый может указать.
Александровский краевед Виктория Владимировна Боравская, анализируя название «Кокуиха», отсылает нас в угро-финский период к названию «Куй» — берёза. А венок из веток берёзы — «Кокуй». По Владимиру Далю «Кокуй» — это праздник Ивана-Купалы. Очевидно, на горе в большом количестве красовались белоствольные красавицы.
А экс-директор Александровского художественного музея Евгений Николаевич Усанов, исходя из наивыгоднейшего места для обзора, определяет на самой верхней точке горы контрольный пост для отслеживания водных и сухопутных дорог. А также сигнального места на большие расстояния.
Исходя из перечисленных качеств красоты и функциональности горы, также возможно что это место являлось «центром силы» у местного населения. Не исключено расположения здесь пантеона богов с жертвенным камнем, как самое высокое и величественное место в окрестности.
Не зря же церковь водрузила на горе огромный крест, как бы освящая место, которое оттого какое-то время называлось Крестовкой. А местные власти с лёгкостью расстались с уникальными историческими корнями прошлого, попросту сбросив легендарную гору в обрыв, стирая даже память о ней. Так шла необъявленная война с язычеством.
Сама гора являлась продолжением горизонтального участка на восток северной части прикремлевского Посада. Её вершина узкой полосой между улицами Революции и Первомайской, с небольшим повышением, упиралась в кромку обрыва, образованного на левом повороте реки Сера подмыванием, и по пологой дуге вытянутому с севера на юг.
Наивысшая точка горы находилась на месте, где сейчас располагается восточный тротуар Советского переулка, между кафе «Старый город» и домом № 3.
Высоту самой горы, от полотна асфальта, можно определить визуальным продолжением горизонта фундамента на восток дома № 72 по улице Революции, что напротив гостиницы «Александров». Если учесть, что при строительстве дома, да и ранней рекультивации грунта, высота понизилась на 1-1,5 метра, то вполне возможно, что верх горы доставал до крыши второго этажа кофе «Старый город», а это — 6 −7 метров.
На южную сторону гора плавно понижалась по кромке обрыва с восточной стороны и по дуге с западной, включая сквер, до площади. Низшей точкой горы на Посаде являлась нынешняя улица Красной Молодежи (до революции — Красная сторона) со спуском к реке.
Северное понижение было незначительным и оканчивалось у современных фундаментов гостиницы «Александров» и бывшей Земской управы.
К середине XIX века на севере Посада уже сформировалась городская инфраструктура, но она была заперта обрывом и имела лишь единственный доступ к реке через Торг с выходом по оврагу. Екатерининский план перепланировки города решал эту проблему, добавляя городу новый квартал. В 1849 году, получив одобрение губернской Думы, городские власти приступили к колоссальным работам, сровняв обрыв. В результате этого запертый район получил доступ к реке, а заодно решился антирелигиозный вопрос в отношении язычества.
Отступив от края обрыва на ширину современного Советского переулка, был спущен вниз грунт и проложена дорога с севера на юг, вдоль обрыва до площади. А начиная с Ануфриевского переулка, на восток, по улицам Революции и Первомайской, с уклоном к обрыву, были спланированы участки под будущие улицы.
Снятого грунта хватило для того, чтобы понизить и сгладить обрыв до приемлемого уклона и строительства на нем домов и дорог.
Грандиозные работы, судя по всему, не были реализованы по полной программе. Даже сегодня, по прошествии времени, видно, что главной задачей было устройство спуска по улице Революции, она получилась более-менее. А вот на улице Первомайской кромка бывшего обрыва так и осталась не сглаженной. Да и площадь между улицами до сих пор местами так и не освоена, находящиеся там огороды расположены с обрывами и неудобицей.
Горы нет, вернее нет её вершины, но почувствовать окрыленность и синеву дали можно, хотя и с места метров на шесть ниже, но все же, грандиозность и величие той горы также чувствуется. Остаток северной части дуги обрыва сохранился. Хорошее место для наблюдения у дома № 81. Отличное место для устройства сквера с инсталляциями на тему старины дремучей.
Сергей Елин.
На заставке — картина Сергея Елина «Кокуиха» (2022 г.)
Из этой статьи не понятно, где этот «центр силы» — Кокуиха все-таки находится в Александрове.
Я так понял, что «центр силы» — это оранжевая точка в середине фотографии.
В статье сказано, что наивысшая точка вершины находилась над восточным тротуаром Советского переулка между кафе и третьим домом.
И почему вдруг жители города должны обращаться по проблемам не уборки снега и сосулек в администрацию, в прокуратуру, и вообще на «деревню к дедушке» . Эти органы власти обязаны без всяких обращений исполнять свои обязанности по уборке территорий и контролю за этим.
Ох и мудрые были мужики!
Как мужик убрал камень
Лев Толстой
На площади в одном городе лежал огромный камень. Камень занимал много места и мешал езде по городу. Призвали инженеров и спросили их, как убрать этот камень и сколько это будет стоить.
Один инженер сказал, что камень надо разбивать на куски порохом и потом по частям свезти его, и что это будет стоить 8000 рублей; другой сказал, что под камень надо подвести большой каток и на катке свезти камень, и что это будет стоить 6000 рублей.
А один мужик сказал: «А я уберу камень и возьму за это 100 рублей».
У него спросили, как он это сделает. И он сказал: «Я выкопаю подле самого камня большую яму; землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землею».
Мужик так и сделал, и ему дали 100 рублей и еще 100 рублей за умную выдумку.
Кстати, при благоустройства Александровского парка в районе лыжной трассы и детского городка, так и поступили, закапывая весь мусор под грунт. Наверное у этого «умного» мужика совет брали, Уездный город писал об этом «умном» решении устроителей)
.
.
Надо бы ещё умных мужиков, чтобы углубили русло реки Серой.
Её в первую очередь очистить надо полностью, а не местами, как это в Александрове всё делается — реку чистят местами, дороги и тротуары ремонтируют местами, помойки тоже местами содержат, благоустройством дворов многоквартирок занимаются местами и так далее и тому подобное.
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ Льву Сергеевичу Строганову,Валентину Ивановичу Старикову, Владимиру Сергеевичу Малову, Виктории Владимировне Боравской и всем ушедшим александровским краеведам.Неумолимо уходит что-то необъяснимо удерживающее коренную русскую жизнь…