Вы здесь
Главная > История и культура > Культура > Ностальгия новогодних праздников

Ностальгия новогодних праздников

В выставочном зале Александровского художественно-краеведческого музея последнюю неделю работает выставка «Путешествие в сказочный мир новогоднего праздника». На ней представлены предметы из собрания частного музея игрушек Александра Грекова (г. Сергиев Посад).

Выставка, открывшаяся накануне порубежья старого и нового годов, посвящена радостным дням праздности и детства. На презентации выставки в декабре присутствовала директор музея, искусствовед, член Творческой комиссии по народному искусству ВТОО «Союз художников России» Тамара Атюшева. До создания частного музея, который был открыт в 2015 году, она вместе с Александром Грековым работала в старейшем музее, посвященном игрушке.

Празднование Нового года, в том виде, в котором он сейчас существует, мы обязаны Рождеству Христову. Традицию устанавливать елки принесла к нам Западная Европа. Проводником этого веяния стал император Пётр I, который повелел перенести празднование нового года с 1 сентября на 1 января, и отмечать его установкой елок. Но традиция украшать елки появилась в нашей стране только в начале XIX века. В сознании людей Новый год был тесно связан с Рождеством и игрушки, которые украшали рождественскую елку, были связаны с благопожеланиями того, чтобы следующий год был сытным и счастливым. Поэтому на рождественском дереве всегда были фрукты, орехи и конфеты. Эта традиция перешла и в советское время. Поэтому елку на выставке в музее украсили игрушками 1950-1960-х годов, так как это было в СССР.

Многие игрушки создавались замечательными художниками, которые в основном работали в лаборатории елочной игрушки научно-экспериментального института игрушки, который с 1935 года существовал в Загорске (ныне — Сергиев Посад). За редким исключением елочные игрушки не имеют авторства. В современной России есть предприятия, которые создают елочные игрушки и возобновляют старый ассортимент, который существовал с 1930-ходов. Одна из возобновляемых игрушек, авторство которой мы знаем — мишка, играющий на баяне. Автор — Маргарита Димзе, придумавшая и выполнившая ее в 1951 году по заказу загорского института игрушки.

В основном на выставке присутствуют игрушки 1950-х годов, по мнению Тамары Атюшевой — времен расцвета производства елочных игрушек. Они дополнены фотографиями 1930-х годов, спасенных из разоренного института игрушки, наследие которого было практически уничтожено. Во время закрытия института, ассортимент предметного кабинета сбрасывали с третьего этажа, а архивы сдавали в макулатуру. Некоторые предметы были спасены буквально из под ковша экскаватора. Поэтому в коллекции музея Александра Грекова сохранились фотодокументы, запечатлившие атмосферу новогоднего праздника, сделанные для журнала «Советская игрушка». Выставка дополнена также картинами и графическими работами на «игрушечную» и зимнюю темы.

Директор музея игрушек Александра Грекова Тамара Атюшева (слева) и директор АХКМ Ольга Меньшикова.
Директор музея игрушек Александра Грекова Тамара Атюшева (слева) и директор АХКМ Ольга Меньшикова.

Но основная экспозиция частного музея создавалась благодаря тому, что есть интернет и интернетные продажи. За шесть лет была сформирована внушительная коллекция. После выездной выставки ее приходится пополнять, потому что такие путешествия приносят утерю хрупких стеклянных игрушек.

Тамара Атюшева: «Но та радость в глазах посетителей, которую мы видим, она с лихвой компенсирует те усилия, которые связаны с организацией выставок. Желаю вам увидеть на этой выставке те предметы, которые вам напомнят о вашем детстве».

Эдуард Егоров,
фото автора.

Наша справка

Александр Умарович Греков (1 сентября 1954 года — 23 июля 2021 года) — советский и российский искусствовед, член Союза художников России (1985) в 2000-х годах — директор государственного Музея игрушки (г. Сергиев Посад), основатель частного музея.
С 2004 года — член Союза журналистов России. С 2009 по 2013 годы — профессор МГГУ имени М. Шолохова. В 2011 году — избран членом-корреспондент Российской академии художеств от Отделения искусствознания и художественной критики, тогда же избран членом-корреспондентом Международной академии культуры и искусства. Работал заведующим отделом декоративного и народного искусства НИИ теории и истории изобразительных искусств. Главный редактор журнала «Художник» и газеты «Художник России», член редколлегии журнала «Современный художник» (Китай). Автор нескольких книг по истории декоративно-прикладного искусства. В течение 13 лет совмещал работу в РАХ с работой в Российской академии образования, будучи директором Художественно-педагогического музея игрушки, создал ряд выставок в России и за рубежом, представлял Россию в США, Германии, Норвегии, Швейцарии, Франции.

Оцените материал

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Я не робот.

Top
Adblock detector