Вы здесь
Главная > История и культура > История > Как петербургский кондитер киндер-сюрприз изобрел

Как петербургский кондитер киндер-сюрприз изобрел

Всего через несколько дней наступит самый любимый, веселый и чудесный Новый год — праздник сладких подарков. Кто из нас в детстве не поднимал душистые колючие лапы, разыскивая долгожданный сюрприз — оранжевые мандарины и вкуснейшие конфеты, появлявшиеся на столах лишь в особенные дни. И это богатство — в картонном домике или пластмассовом снеговике, которыми можно еще долго играть или хранить там что-то свое, секретное…

У этой трогательной ностальгии глубокие корни — ведь традиции не новы: вспомним, как же выглядела упаковка и конфетные фантики в старину. Благо, в коллекции музея-заповедника «Александровская слобода» есть замечательные образцы этой «сладкой» темы. А увидеть часть из них можно на экспозиции «В купеческой лавке», где на прилавок «выложен» самый разнообразный товар, в том числе шоколад, конфеты, чай в железных коробках с замочком и ключиком, сахарные головы и многое другое…

Итак, празднично-новогодний экскурс…

Шкатулка в бархате (Фабрика «Товарищество Эйнемъ»).  Кон.XIX – нач. XX вв.
Шкатулка в бархате (Фабрика «Товарищество Эйнемъ»). Кон.XIX – нач. XX вв.
Еще в начале XIX-го века всевозможные сладости укладывали в простую бумагу, ящички и обычные картонные коробки. Но с годами упаковка преображалась: появились жесть, стекло, дерево; бархат, шелк, муар и лучшие сорта бумаги. Из них делали конфетные этикетки и причудливые коробки и шкатулки в виде книги, подковы, тыквы и т.д. Фабриканты-кондитеры живо откликались на исторические и культурные события, которые воплощали в эскизах оберток: сказки, басни И.А.Крылова, сочинения Н.В.Гоголя, различные даты и праздники. В дни больших торжеств появлялись товары в специальной, можно сказать, сувенирной упаковке.

Качество и дизайн российского фантика кон. XIX— нач. XX вв. были одними из лучших в мире. Но имена художников (зачастую знаменитых — Врубель, Бакст, Бенуа), создававших мини-шедевры, хозяева фабрик держали в секрете, опасаясь конкурентов. Кстати, известный иллюстратор сказок Иван Билибин создал эскизы шоколадной серии «в русском стиле», и не только.

Крупные кондитеры стремились сами производить эксклюзивную «оболочку». У фабриканта Абрикосова цех упаковки возглавлял известный живописец Федор Шемякин. Еще будучи молодым купцом, Абрикосов понял силу рекламы и развернул мощную PR-кампанию. Этикетка превратилась в маяк, влекущий покупателя, а одной из «фишек» стала серия. Например, на каждой из оберток от шоколада по сказке «Золотая рыбка» изображали фрагмент, за которым следовало продолжение. На других фабриках выходили коллекционные карточки, создавались красочные тематические серии (практически все они состояли из двенадцати картинок).

Кстати, именно на «абрикосовской» фабрике впервые в России выпустили коробки конфет с «сюрпризом»-вкладышем (флажки, мозаика, маленькие географические карты, бумажные игрушки, переводные картинки). И там же появился хит новогодних подарков для детворы — обернутые в фольгу шоколадные зайцы и Деды Морозы. Шедевром коммерческой рекламы стала и серия конфет «Загадки», где на обертке были «задачки для ума».

Обертка  «Загадки. Где пастух?» нач. XX в.
Обертка «Загадки. Где пастух?» нач. XX в.
А фабрика Григория Бормана, основателя кондитерской компании и торговой марки «Жорж Борман», впервые в России стала выпускать шоколад с помощью паровых машин.  Сегодня каждый ребенок знает, что такое «Киндер-сюрприз». А ведь первое шоколадное яйцо с подарком внутри придумал именно Григорий Борман. Правда, в то время внутрь вкладывалась не игрушка, а символическая маленькая вещичка: крестик, макет костела, православного собора и т.д. 

На фабрике «Товарищество Эйнемъ» тоже старались удивить. Коробки отделывали шелком, бархатом, кожей, превращая их в маленькие шедевры. Рекламу фирмы несли театральные программки, наборы-сюрпризы с вложенными в коробку конфет открытками. Эксклюзивные сладости всегда продавались со специальными аксессуарами — в упаковку вкладывали фирменные салфетки и специальные щипчики для конфет.

Для фабрики писал музыку свой композитор, и покупатель в красивой упаковке с карамелью или шоколадом получал ноты «Шоколадного вальса», «Вальса монпансье», «Танца какао» или «Кекс-галопа». Кстати, музыку для «Эйнемъ» сочинял Яков Фельдман (автор известного романса «Ямщик, не гони лошадей!»).

Сегодня подарочная упаковка также пестрит разнообразием, манит и влечет. Но креативные кондитеры вновь возвращают ушедшие традиции. И при взгляде на яркое сладкое обилие рука все же тянется к упаковке в ретро-стиле. Именно она подсознательно вызывает большее доверие, а сладости в ней кажутся вкуснее. А мы, положив за щеку кусочек любимого шоколада, ненадолго возвращаемся в детство…

Светлана Вершинина, Лариса Ушакова,
сотрудники музея-заповедника «Александровская слобода».

5 (100%) 1 vote

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Я не робот.

Top
Adblock detector