
Деятельность милиции (полиции) — одно из основных направлений прокурорского надзора. Отношения с этим ведомством во все времена по целому ряду причин были сложными. Слишком велик объём работы полиции, чтобы он имеющимися силами и средствами был выполнен успешно.
Ещё в 1982 году в институте повышения квалификации прокуратуры СССР в Харькове нам читали курс лекций о том, как выявлять укрытые от учёта милицией преступления. Говорят, что в то же время, в том же Харькове, в таком же институте повышения квалификации для сотрудников милиции читались лекции о том, как добиваться повышения раскрываемости преступлений (одно из направлений — укрытие их от учёта). Много копий на этом направлении было поломано и ломается до сих пор.
В первые дни моей работы в Александрове прокуратура расследовала убийство одного пьяницы недалеко от города Карабаново. Всё сходилось к тому, что убийцы — сотрудники милиции. Расследование осложнялось тем, что один из сотрудников прокуратуры «сливал» руководству милиции планируемые следователями мероприятия. Несмотря на это два милиционера были арестованы. После этого в кабинет прокурора явилась группа «коллег» арестованных, заявив, что не покинет его, пока их товарищи не будут освобождены. Конечно, «коллеги» были выдворены из прокуратуры, а их товарищи в последующем получили по восемь лет лишения свободы.
Вскоре после этого в места лишения свободы попали переусердствовавшие при раскрытии преступлений офицеры: один за сломанную руку, второй — за раздробленную челюсть. Едва прекратились демарши по предыдущим уголовным делам, как начальник уголовного розыска отправился в колонию на два года за незаконный оборот оружия.
Отношения между милицией и прокуратурой напряглись до предела, на прокурора посыпались анонимки… В партийные времена, если начальник милиции и прокурор не смогли сработаться, то обоих отправляли к новым местам службы. Но времена КПСС к тому времени уже прошли, поэтому прокурор остался на месте, а начальник РОВД был отправлен на повышение (занялся преподавательской деятельностью в милицейском ВУЗе).
Справедливости ради отмечу: далеко не все последующие начальники РОВД и исполняющие их обязанности (а их было около десятка) организовывали работу лучше первого. Но большинство руководителей были высокопрофессиональными и порядочными, что положительно влияло не только на взаимоотношения с прокуратурой, но и на состояние законности и правопорядка в районе.
Александр Шайкин, помощник городского прокурора.
Изображение с сайта www.oamebel.ru.
А в настоящее время как — сдружились полиция с прокуратурой и больше не у кого из них искать защиту гражданину бесполезно?