
Мне посчастливилось поработать в советской, а затем и в российской прокуратуре более сорок лет. Было всякое и печальное и забавное (впрочем, как и сейчас).
Из забавного. Просматривая некоторые документы в областной прокуратуре лет десять назад наткнулся на докладную записку в прокуратуру РСФСР из содержания которой следовало, что исполнение задания прокуратуры РСФСР привело к положительным результатам: количество животноводов, доставленных в медицинские вытрезвители после проведённых мероприятий сократилось, надои возросли, а жирность молока увеличилась в среднем по области с 5.2 до 5.5 %.
Прочитав это, припомнил, что в конце 1980-х годов по поручению прокуратуры РСФСР действительно проводились проверки, немного-немало, «морально-психологического климата в животноводческих коллективах». Прокуроры проводили проверки соблюдения колхозного и трудового законодательства, а затем вместе с начальниками милиции, инструкторами райкомов КПСС выезжали в колхозы и совхозы, проводили приём животноводов на фермах, в клубах читали лекции…
Районные прокуроры отчитались о проделанной работе в областную прокуратуру. А областная прокуратура, видимо, для пущей важности вставила цифры о надоях, жирности молока, количестве доставленных в медвытрезвители. Цифры были, скорее всего, не липовые. Но, очевидно, что достигнуты они были не в результате улучшения морально-психологического климата в животноводческих коллективах после проведённых мероприятий, а из-за того, что доярки уходили в эти дни с работы с пустыми бидончиками, а мужьям говорили, чтобы пьяными не шарахались — милиция понаехала.
Из печального. Была когда-то у прокуроров мера реагирования в виде предписания, которое было обязательно для исполнения. Вот и предписал директору совхоза один из районных прокуроров сжечь стерню. Главный агроном отказывался. Тогда прокурор не поленился, выехал в поле и самолично показал где нужно поджечь. Благодаря усилиям жителей и пожарных трёх районов две деревни смогли отстоять от беды.
Вскоре предписание из мер прокурорского реагирования исключили.
Александр Шайкин, помощник Александровского городского прокурора.
Фрагмент картины Василия Колотеева.