Вы здесь
Главная > История и культура > Культура > Чехов ниже пояса

Чехов ниже пояса

В доме культурный «Юбилейный» 25 сентября состоялся показ антрепризного спектакля «Маленькие комедии» по рассказам Антона Павловича Чехова. Узнаваемый актерский состав (Михаил Полицеймако, Мария Аронова, Сергей Шакуров) собрал полный зал. Публика пришла, безусловно, не на Чехова, а именно, на своих любимчиков.

Поставивший спектакль Алексей Кирющенко, также хорошо знаком александровской публике, но не как автор десятка театральных постановок, а как телеактер в «Сватах» и режиссер в «Моей прекрасной няне» и «Слуге народа». Отчетливая комедиантская биография режиссера позволила ему замахнуться на комедийную классику. «Маленькие комедии» — это инсценировка рассказов «Медведь» и «Предложение», которые Чехов обозначил как «шутка в одном действии». Одна шутка в книге — одно действие на сцене. Только для пущего эффекта Кирющенко напитал чеховский текст гэгами, что называется, «на злобу дня» и «ниже пояса». Поэтому интернет-афиши спектакля стыдливо прикрывают его знаком «18+».

В чеховском «Медведе», в дом к вдовствующей семь месяцев Елене Ивановне Поповой (Мария Аронова) приезжает истребовать долг мужа его знакомый Григорий Степанович Смирнов (Михаил Полицеймако). Старенький слуга Лука (Сергей Шакуров), преувеличенно семеня шаркающими ногами, то и дело подносит гостю рюмку.

Отказ вдовы отдать денег (которых у нее на тот момент нет), выливается в диалог, восторженно воспринятый публикой:
— Денег нет… Но вы держитесь.
— Где-то я это уже слышал.

«Бурбон» и «Монстр» («Медведь», кажется, так и ни разу не было произнесено со сцены), то и дело оплевывает хозяйку во время своего буйного словоизвержения, хозяйка театрально утирается, публика веселится.

Помещица пытается выдворить неприятного гостя с помощью Луки, предлагая ему «вспомнить свое спортивное прошлое». Да, Сергей Шакуров — мастер спорта по акробатике, ранее эффектно демонстрировавший это, например, в фильме «Рецепт ее молодости», но кто об этом вспомнит в такой обстановке и в такой постановке?

По ходу действия, пытающаяся соблюсти верность своему неверному покойнику, помещица теряет всякое приличие, то выставляя на вид свои панталоны, то начиная хлестать водку прямо из графина.

Алкотема будируется и во второй сценке, где здоровый, упитанный, но очень мнительный помещик Иван Васильевич Ломов (Михаил Полицеймако), приезжает к помещику Степану Степановичу Чубукову (Сергей Шакуров) просить руки его дочери. Чубуков с удалью старого гусара опрокидывает рюмку за рюмкой в рот, занюхивая водку свежим огурцом. Водку он предлагает и своей дочери, которая отступая от чеховского текста вместо того чтобы чистить горошек для сушки, катает по сцене в садовой тачке мешки с неизвестным содержимым. Простоту ее нравов и ограниченность ума, Мария Аронова подчеркивает двумя крысиными хвостиками на голове и шепелявой речью. После получения сведений от папы, что «приехал купец», к соседу она выходит с пучком резиновых куриц в руке и связкой лука на шее. Ожидающий ее выхода гость, страдальчески поправляет чеховский текст с «мне нужна правильная, регулярная жизнь» на «мне нужна регулярная половая жизнь». А потом начинает, по словам потенциальной невесты, «пристраиваться сзади». В чеховском тексте Чубуков лишь предлагает гостю выпить воды, но в спектакле это пожелание гипертрофировано материализовалось в бассейн на сцене, куда и падает незадачливый жених, а потом смело повторяет это действие на радость публике. Апогеем восторга у зрителей стала фраза Ломова о планах жениться, завести детей в домике, «где-нибудь под Александровом».

Оказалось, что для обожания актеров и оценке их сценического труда, достаточно добавить пару местечковостей. Пенять о том, что классические тексты были модернизированы, пожалуй, нельзя — Чехов писал тексты о своих современниках, и режиссер привел их в соответствие с нынешней эпохой. И, видимо, с тем, что нынешнему зрителю нравится. Увы.

Эдуард Егоров,
фото автора.

Оцените материал

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Я не робот.

Top
Adblock detector