Вы здесь
Главная > История и культура > Культура > Фильм «Конец Любавиных» по роману Василия Шукшина снимали в Брыковых Горах

Фильм «Конец Любавиных» по роману Василия Шукшина снимали в Брыковых Горах

Пятьдесят лет назад, в 1971 году, в советский кинопрокат вышел фильм режиссера Леонида Головни «Конец Любавиных» по роману Василия Шукшина, съемки которого проходили в деревне Брыковы Горы Александровского района.

В то время, когда в александровских электричках еще продавали книги, один из поездных офеней, рекламируя свой товар, предлагал пассажирам книгу «российского юмориста Шукшина». Никогда не являвшийся таковым Василий Шукшин, был, хотя и с оговоркой, продолжателем развития идей почвенничества, и, безусловно, мастером короткого психологического рассказа. Да, его герои бывают остры на язык, да, среди них много «чудиков», но хребетная тема его творчества, отнюдь не юмор, а как охарактеризовал ее писатель Вячеслав Пьецух, «скрупулёзная анатомия русской жизни».

В его библиографии лишь пять произведений «больших жанров»: три повести и два романа. Один из романов, «Любавины», по которому был снят фильм, выстроен на семейных преданиях Василия Шукшина. Материал для романа, первая часть которого вышла в 1965 году, он собирал во второй половине 1950-х годов в родном алтайском селе Сростки, которое в книге превратилось в деревню Баклань. Многие фамилии героев романа — это реальные фамилии его односельчан, а образ Марии Поповой «списан» с матери Василия Шукшина, носившей в девичестве такую же фамилию.

События романа относятся к началу 1920-х годов и повествуют о жителях глухой сибирской деревни. В деревню из уездного центра приезжают рассудительный дядя и горячечный племянник Родионовы, объясняющие жителям свой приезд необходимостью строительства школы. На самом деле они являются уполномоченными ГПУ, посланными для того, чтобы узнать местонахождение бесчинствующей в округе банды. ГПУ — Государственное политическое управление при НКВД РСФСР было учреждено в 1922 году. Именно в этом году и происходит действие романа, и, уполномоченные, каждый в силу своего характера, по-своему нащупывают методы работы. С первого же дня у них возникает конфликт с семьей кулака Емельяна Любавина.

Роман давался писателю трудно и мучительно: «Мне хотелось рассказать об одной крепкой сибирской семье, которая силой напластования частнособственнических инстинктов была вовлечена в прямую и открытую борьбу с Новым, с новым предложением организовать жизнь иначе. И она погибла. Семья Любавиных. Вся. Иначе не могло быть. За мальчиком, который победил их, пролетарским посланцем, стоял класс, более культурный, думающий, взваливший на свои плечи заботу о судьбе страны. Об этом роман. У меня есть тайная мысль: экранизировать его. Но прежде хотелось бы узнать мнение читателя о нем. Можно сдуру ухлопать огромные средства, время, силы — а произведение искусства не случится, ибо не было к тому оснований. И вот такая просьба: посоветуйте, скажите как-нибудь, надо это делать или нет?..»

Экранизировать «Любавиных» Василий Шукшин сам не стал. Хотя его кинорежиссерский опыт был удачен — снятый по собственной повести фильм «Калина красная», где он выступал режиссером, стал в Советском Союзе абсолютным лидером кинопроката 1974 года и победителем Всесоюзного кинофестиваля. Экранизация режиссером Леонидом Головней по сценарию Леонида Нехорошева состоялась с согласия автора через шесть лет после выхода первой части книги в 1965 году.

Между книгой и фильмом есть различия. Книга Василия Шукшина «Любавины» начинается с психологических характеристик членов семьи, фамилия которой и дала название роману, хозяина и его четверых сыновей. Критик Владимир Коробов: «Главные достоинства „Любавиных“ — в многообразии характеров, в том немалом художественном мастерстве, с каким эти характеры выписаны, в передаче душевных движений людей, человеческих страстей и столкновений, в точной обрисовке сельского труда и быта».

Фильм же, хотя официально в прокате был отнесен к жанру «драма», скорее является приключенческим боевиком, и начинается с отправки Родионовых на задание с легендой о строительстве школы, и параллельно — с возвращения одного из братьев Любавиных из неудачного ограбления, в котором он получил рану.

Есть и другие отличия фильма от книги, которые, конечно, допустимы с точки зрения режиссерского видения и интерпретации сценариста. Так, в книге председатель приводит на постой двух людей, прибывших «из района» в дом своего брата. В фильме он приводит их к себе домой. В книге Клавдия — дочь брата председателя, в фильме — дочь самого председателя. Но главное это то, что в фильме потерялся психологизм повествования, детализация деревенского быта и своеобразие языка шукшинских героев.

Режиссер Леонид Головня в интервью областной газете «Призыва» в 1970-м году рассказал: «Роман „Любавины“ в остродраматической форме повествует об утверждении Советской власти в Сибири, о борьбе сильных духом людей за высокие идеи, о людях, верных своим жизненным принципам. Нам хочется передать в фильме острый накал страстей, в яростном и непримиримом столкновении двух лагерей. С одной стороны — это крепкая кулацкая семья Любавиных, долгие годы державшая под своим игом односельчан, а ныне, с приходом Советской власти, опирающаяся на банду из остатков колчаковцев. С другой — уполномоченные ревкома племянник и дядя Родионовы, прибывшие в далекое село для ликвидации банды и организации нормальной жизни на селе».

Постер фильма «Конец Любавиных» (издательство «Рекламфильм», автор - Мирон Владимирович Лукьянов).
Постер фильма «Конец Любавиных» (издательство «Рекламфильм», автор — Мирон Владимирович Лукьянов).

Областная газета не называет конкретное место съемок, ограничиваясь сообщением, что фильм по книге В. Шукшина снимается «в одном из уголков Александровского района». Конкретное место съемок удалось узнать из статьи «Фильм снимается у нас», опубликованной без подписи в александровской газете «Голос труда» 6 марта 1971 года: «Недалеко от деревни Брыковы горы творческое объединение «Время» студии «Мосфильм» снимает цветной широкоэкранный художественный фильм «Хозяева» по роману В. Шукшина «Любавины».

В Александровском районе снимался не весь фильм, а лишь ряд натурных съемок. Режиссер картины Леонид Головня, со страниц газеты заявил о похожести сибирских и александровских пейзажей: «Здесь мы снимаем сцены на улице сибирской деревни. Пейзаж очень сходен с среднесибирским: лес, холмы. Жители в кинофильмы могут не узнать своей деревни, так как за лесом будут видны покрытые снегом горы Алтая».
В фильме были задействован прекрасный актерский состав: Армен Джихранян, Марианна Вертинская, Георгий Жженов, Вацлав Дворжецкий, Галина Яцкина.

Егора Любавина сыграл Валерий Хлевинский, известный по своим ролям в фильмах «Вся королевская рать», «Большая перемена», «Вечный зов», «Такси-блюз». Актер, до работы в столичных театрах «Современник» и МХТ, работал в драматическом театре им. А. В. Луначарского города Владимира. В интервью газете «Голос труда» Леонид Головня называет актера «ваш земляк, владимирец». Но, хотя Валерий Хлевинский и начинал свою артистическую карьеру в драмкружке Владимирского гарнизонного Дома офицеров, но родился в Горьком (ныне — Нижний Новгород).

В 2018 году, в поисках подробностей о съемках фильма в Брыковых горах я написал электронное письмо на адрес студии «Киноконтакт», одним из основателей и с 1991 года генеральным директором которой, по заверению всезнайки Википедии, возглавляет Заслуженная артистка РСФСР Галина Яцкина (р. 1944 г.). В фильме «Конец Любавиных» Галина Ивановна сыграла Клавдию Колокольникову. Ответил мне ее сын, Василий Леонидович Яцкин. Судя по ее ответу, актриса участвовала только в павильонных съемках, и на съемки в Александровский район не приезжала: «Спросил у мамы насчёт съёмок фильма „Конец Любавиных“, и она сказала, что все её сцены снимались в съёмочных павильонах киностудии и никаких выездов в Александров она не помнит. Мама уже в силу возраста может что-то не чётко помнить, но, кажется в этом случае — всё так и было». Так что в поисках подробностей приходится опираться лишь на газетные публикации.

Газета отмечает, что в качестве статистов в съемках «участвовал кавалерийский полк, а также жители Александрова, Загорска, Брыковых гор». Но отыскать участников или, хотя бы, свидетелей съемок из числа местных жителей мне не удалось. Возможно еще по тому, что фильм «Конец Любавиных» не был настолько зрелищен и удачен, как снимавшийся в Александрове годом позднее сказочный фильм «Руслан и Людмила», считающийся вершиной творчества режиссера Александра Птушко.

Эдуард Егоров.
Скриншот фильма «Конец Любавиных».

Оцените материал

Комментарии на “Фильм «Конец Любавиных» по роману Василия Шукшина снимали в Брыковых Горах

  1. Разве так важно где происходили съемки фильма, или это копание, как повод , хоть чем-то позитивным прославить Александровский р-он на просторах инета…

    1. Мне лично всегда было интересно где снимался тот или иной фильм. И что движет режиссерами, когда они для съемок фильма про Сибирь выбирают деревеньку во Владимирской области. Но, в принципе, согласен — важного в жизни, вообще ничего нет. Как сказал «поэт разгула и свободы» Языков: «Всё тлен, и миг, и суета!»
      А вы-то сами что-то считаете в этой жизни важным?

      1. Важно стремиться в этом тленном мире прожить как можно дольше при хорошем здоровье и безбедно)

        1. Режиссерами движет одно — это бюджет фильма, который не безграничен. Вот и вынуждены выбирать деревеньку во Владимирской области, что поближе к столице, а не сибирскую, куда затратно добираться всей съемочной группе и оплачивать день съемки. А еще проще — это снимать фильм в павильонах киностудии, для этого их и оснащают. Все упирается в деньги и ничего личного и романтичного)))

Добавить комментарий для Eduard Отменить ответ

Войти с помощью: 

Я не робот.

Top
Adblock detector