Вы здесь
Главная > История и культура > Культура > Новоселье в доме купцов Растворовых

Новоселье в доме купцов Растворовых

Долго пустовавшее здание на центральной улице Ленина, после оставления его арендаторами в лице хозяев ресторана «Империя», обрело новых владельцев. В историческое здание середины XIX века, до революции принадлежавшее купцам Растворовым, въезжает отделение изобразительных искусств Александровской районной детской школы искусств имени В.В. Зубова.

За дом купцов Растворовых «билось» Александровское общество охраны памятников искусства и культуры, беспокоясь о том, что бесхозное здание из-за небрежения к нему может быть утрачено, и город лишится еще одного памятника архитектуры в центральной части. Члены общества предлагали использовать его как музейное. Районная администрация решила по другому, и, кажется, на данный момент, нашла оптимальный вариант, сделав его филиалом школы искусств. Здание красивое, и въезжают в него люди, которые учат и учатся делать мир красивым.

Освоение нового здания начался накануне открытия в Александровском художественно-краеведческом музее традиционной молодежной выставки «Палитра молодых», на которой были представлены и работы учеников школы искусств. В отделении изобразительных искусств — четыре преподавателя. Теперь у каждого из них, после того как закончится переезд, будет собственный просторный класс. Появится место, где можно будет хранить работы воспитанников, а также — новая выставочная площадка для города.

О новоселье и перспективах освоения здания мы поговорили с преподавателем отделения изобразительных искусств Ольгой Александровной Ловчевой.

— Живописцам требуется размах и пространство, а в основном здании на улице Первомайской этого вряд ли вам доставало?
— Город сделал потрясающий подарок школе — нам выделили старинное здание дома купцов Растворовых. Мы, честно говоря, не ожидали, что такое случится. Теперь у нас у каждого педагога свой собственный класс, свои мастерские. Теперь у нас есть возможность заниматься скульптурой в большом объеме. И мы надеемся, что у нас в рамках этого заведения появится еще одна городская выставочная площадка. Из-за пространственного ограничения мы не могли в основном здании школы искусств натягивать планшеты. Теперь мы можем детей научить это делать. Теперь у нас будет отдельный размывочный класс. У нас появилась отдельная комната («нора хомяка») куда мы складируем все свои наработки. Помимо работ ребят мы имеем очень большой натюрмортный фонд, для которого у нас теперь будет отдельное помещение и не надо больше им «загружать» классы. Теперь у нас будет отдельный класс теоретических дисциплин, где мы можем отдельно, не мешая другим, читать лекции — у нас этого не было раньше. И теперь у нас появятся выставочные площади в фойе. Оно не большое, но с очень высоким потолком. И мы можем экспонировать работы и детей и художников, если кто-то из них решит у нас устроить выставку. Мы будем рады этому. И да, теперь у нас есть доступ к горячей воде — это тоже очень важно для комфортной работы.

— Дом купцов Растовровых — здание историческое. При его эксплуатации нужно соблюдать аккуратность и осторожность. Вас это не пугает?
— Безусловно, ограничения есть. Мы его взяли в таком плачевном состоянии, потому что оно было разморожено. Никаких конструктивных изменений не внесено и ничего не уничтожалось. Мы сохранили все как есть. Единственное, что появились двери в классы, но это не несущие перегородки. Конструктив мы не меняли. Мы вошли очень аккуратно.
В моем классе сохранилась изразцовая печь. Старых изразцов нет, во времена прежних арендаторов ее сменила современная плитка. Но у нас есть потрясающий керамист Елена Вячеславовна Карунина, которая мне пообещала, что она с воспитанниками будет делать изразцы и монтировать на эту печь, если это будет допустимо в рамках эксплуатации исторического здания.

— На выставке представлены керамические изделия воспитанников вашего отделения. Для керамики необходимы специальные знания и специальное оборудование. У вас все это имеется?
— Когда начался ремонт здания, то был расконсервирован вход в подвал. Подвал очень большой, из старинного красного кирпича, имеет перегородки и уже распланирован. Когда мы его открыли, залезли, то так же аккуратно законсервировали., потому как заниматься сейчас в его таком состоянии нет возможности. Арендаторы им не пользовались. Если нам когда-нибудь дадут финансирование, было бы замечательно использовать эти площади под прикладные мастерские. В дальнейшем (это моя мечта) — поставить там муфельную печь и сделать хорошую керамическую мастерскую. Потому что это пользуется спросом и это востребовано. Боле того — у нас есть замечательный педагог Елена Вячеславовна Карунина, которая закончила отделение художественной керамики в Абрамцевском художественно-промышленном колледже. Она сама художник, не просто прошедшая образование, она работает с этим материалом, и делает свои потрясающие авторские вещи. У нее дети делают изразцы, и они изучают все этапы не по картинкам, а «в материале». Они пользуются глазурью, изучают химические процессы. Елена Вячеславовна Карунина подходит очень грамотно к образовательному процессу. Но делать обжиг «на месте» у нее пока нет возможности, и приходится вещи для обжига отвозить, по договоренности, на одно из предприятий города.

— Керамика — несколько необычно для детской школы искусств. Это является частью программы?
— В программе обучения есть такое понятие — вариативная часть. Кто-то пишет маслом, кто-то занимается керамикой, кто-то — линогравюрой. Мы, педагоги, берем то, что ближе нам и то, к чему склонны дети. В следующем году в Александровском художественно-краеведческом музее в рамках выставки «Палитра молодых» намечено проведение персональной выставки нашей ученицы Ани Коковкиной — она скульптор-анималист. «Под нее» была переработана дисциплина «композиция» в рамках ее способностей. Не верьте тем, кто говорит, что школа искусств — это уныло, что нужно сидеть и рисовать крынки. Нет, мы подходим индивидуально к каждому ребенку. Мы ищем пути, чтобы ребенку было интересно, чтобы он свои направления и интересы реализовал в рамках школы. Часов для вариативной части мало, но самое главное — заинтересовать. Художник рождается в одиночестве. Наша задача — показать. Ребенок должен работать и научиться работать сам. И чем больше он работает дома, чем он больше работает сам над собой, тем лучше результат. Мы как проводники — мы указываем путь. Мы говорим, как правильно и как лучше донести мыль до зрителя.

— Будет ли официальное открытие филиалы школы искусств?
— Открытие, будем надеяться, произойдет в сентябре.

Мария Озерова,
фото автора.

Наша справка:

Растворовы — известная для Александрова купеческая фамилия. Фамилию свою получили, якобы, за то, что ловко отворяли двери перед самим Иваном Грозным, но присутствие Растовровых в документах XVI века не подтверждается. Представители фамилии торговали в Александрове и Санкт-Петербурге мануфактурой, галантерейными, бакалейными и колониальными товарами, скобяными и кожевенными изделиями. Были попечителями церковно-приходской школы для мальчиков в Александрове и щедрыми вкладчиками в Троице-Данилов монастырь города Переславль-Залесского. Дома их в Александрове стояли в разных частях города: кто побогаче селился в посадской части на нынешней улице Ленина и Советской, кто победнее — в Садовне у стен кремля. Любопытно, что дом одного из Растовровых, Павла Алексеевича, торговавшего обувью в петербургском Гостином дворе, стоял в Александрове на месте современной Школы искусств на улице Первомайской. И первые занятия этой школы проходили еще в стенах дома Растворова. А теперь еще один растворовский дом на улице Ленина приютил отделение этой музыкальной школы.

5 (100%) 1 vote

Комментарии на “Новоселье в доме купцов Растворовых

  1. Всё великолепно! Самое главное, чтобы при все этом не нарушались права простых граждан. Кстати, может из подгорелого дома сделать автостоянку

    1. Почему эти деятели не используют исторические здания на той же центральной площади.. Вот стоит здание, бывшая прокуратура, можно было бы отреставрировать и использовать под тот же ЗАГС, там рядом гаражи-развалюхи убрать и стоянка для брачующихся готова. Но там не построишь еще один торговый центр под прикрытием ЗАГСа, как это делают сейчас за высоким забором на месте , снесенной старины. И забор-то Кузнецов поставил страшный, осталось колючую проволоку на него повесить и тюремная зона готова. Ничего в этой стране не изменилось за 30 лет даже заборы все те же , страшные и беспросветные.

  2. А кто у этого города главный архитектор? Может с него спросить за проекты эти, где ели голубые пилят, а завтра памятник Ленину снесут и поставят современным генералам России. Что вообще в головах у этих деятелей?

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Я не робот.

Top
Adblock detector