Вы здесь
Главная > Мир > Альтернативный уикенд > В кожаных ботинках по Кожевенной слободке

В кожаных ботинках по Кожевенной слободке

Экскурсии бывают разные: есть многодневки по Золотому кольцу, есть однодневки по московским окрестностям, а есть пешеходные экскурсии по закоулкам столицы.

Последние очень уважают коренные пенсионерки, которые после получения свободного времени обожают исследовать родной город, в котором они работали, ходили в магазин, а на изучение достопримечательностей времени у них не оставалось. Популярны такие походы и у студентов архитектурных и художественных вузов. Можно присоединиться и провинциальным любителям старины, к примеру, из Александрова. Да только вот узнать о «пешках» (как называют эти экскурсии их завсегдатаи) для непосвященных часто не предоставляется возможным. У некоторых экскурсоводов есть постоянный круг почитателей, напоминающий чем-то закрытую масонскую ложу, и протиснуться в нее можно с превеликим трудом. Но нам это удалось. Мы попали на экскурсию по Кожевенной слободке, расположившейся по соседству с бывшей Александровской слободой (тезкой нашего города, но не имеющей к нему, впрочем, никакого иного отношения).

Район между Садовым кольцом и Новоспасским мостом был заселен кожевенниками давно, скорее всего еще с начала XIV века. По уверению экскурсовода — это единственное место в Москве, где люди на протяжении нескольких веков занимаются одним и тем же делом: выделыванием кож и производством обуви. Когда-то в этой слободке проживало, пожалуй, самое большое количество специалистов — около тысячи кожевников (по численности ей уступала только ткацкая слобода в Кадашах). И может быть, на эту слободку работали и александровские кузнецы, поставляя для ее обитателей, к примеру, обувные гвозди.

В этом месте кожевники поселились по двум причинам. Первая — это близость воды, необходимой сыромятниками для вымачивания кож. Вторая — улицы эти располагались на пути гоньбы лошадей на московские бойни из Рязани. В этом районе проживали представители знаменитых семей, начинавшие как обычные кожевники, а со временем превратившиеся в крупных фабрикантов: Михайловы, Бахрушины, Гусятниковы. Все предприятия после революции были национализированы, а закончили свою историю в начале смутных 1990-х годов в виду умышленного банкротства (ситуация знакомая и для александровских предприятий). Выжила лишь обувная фабрика «Парижская коммуна» — старейшее специализированное предприятие, приютившее под боком обувной рынок. На ее территории — построенная в 1840-х годах самая старинная дымоходная труба Москвы.

В Кожевниках сосредоточено самое большое количество производственных палат за пределами Садового кольца — семь. В одной из них ныне располагается известный своим легким диссидентствующим налетом (даже в советское время) журнал «Знание — сила». Вышедший из редакции сотрудник, послушавший немного нашего экскурсовода, сообщил, что когда-то здесь находилась мытная палата, в которой обитали средневековые налоговики.

Главным храмом слободки является — храм Троицы в Кожевниках, а его главными храмоздателями были Бахрушины. Когда-то на его месте был деревянный храм, нынешний же каменный его сменил в 1689 году, а колокольню пристроили в начале XVIII века. Подрядчик — Иван Зарудный, которому приписывают еще и авторство церкви Иоанна-воина на Екиманке и Меньшиковой башни. Архитектором этих сооружений его считают потому, что он подписывал всю подрядную документацию. Для Москвы форма колокольни Троицкого храма несколько странна и больше напоминает вологодскую традицию. Декор частично копирует украшения Архангельского собора Московского кремля и, что весьма редко, весь сделан из лекального кирпича. Портал со свисающими по сторонам двумя тюльпанами и вовсе напоминает голландскую архитектуру.

Священник, вышедший из храма сообщил, что снимать храм нельзя и на это требуется разрешение святейшего патриарха, а осмотр (снаружи!) надо согласовывать с настоятелем. Дипломатичности экскурсовода, доброжелательности экскурсантов и тысячи рублей священнику было довольно для того, чтобы нас пустили в закрытый после вечерней службы собор.

Во время экскурсии мы посмотрели не только место, предназначенное для очищения от грязи душевной, а еще и от телесной. Это было здание кожевнических бань, ныне перепрофилированное в фитнес-центр. Макушка здания украшена четырьмя панно, сделанными в 1925 году. Эдакая керамическая поэма о советской жизни с рабочими у станка, детьми в отчего-то коричневых пионерских галстуках, и даже разнозагорелым семейством, дружно принимающим душ.

Рассказал нам экскурсовод и о детстве нынешнего мэра Москвы, которое прошло рядом с Кожевниками. Матушка Юрия Лужкова, устроившаяся работницей на завод Эмиля Цинделя, в годовалом возрасте привезла его в столицу из Уфы (и тогда и сейчас провинциалы лезли из кож вон, чтобы покорить столицу). А еще в Кожевниках жили Андрей Тарковский, Ролан Быков, Андрей Вознесенский, Александр Мень.

Вот так, из рассказа о старинных обитателях слободки и встречах с ныне живущими и работающими в ней, сложилась пестрая картинка жизни современной Москвы. И на таких экскурсиях, столица предстает не суетливым и надменным, а обитаемым мегаполисом. В ней тоже живут интересные люди и есть здания, на которые стоит посмотреть, задрав голову.

Эдуард Егоров,
фото автора.

Оцените материал

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Я не робот.

Top
Adblock detector