
Двести тысяч рублей — такой штраф пришлось заплатить двум жителям Александровского района за повторное вождение автомобиля «под хмельком».
Бывает пусто, а бывает и густо. Вот и мне на прошлой неделе довелось участвовать в рассмотрении разными судьями трех уголовных дел по статье 264.1 Уголовного кодекса России. Эта статья предусматривает ответственность за управление автомототранспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за то же самое. Или за невыполнение законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на предмет опьянения либо имеющим судимость по частям 2, 4, 6 статьи 264 УК РФ (это когда пьяный водитель причиняет, соответственно, тяжкий вред здоровью человека, смерть человека, смерть двух или более лиц) или по статье 264.1.
Осужденные — разные люди: от 25 до 50 лет, от холостых до многодетных, от начального до высшего образования, от безработных до занимающих высокооплачиваемые престижные должности, от положительных до тех, на которых, как говорят, пробы ставить негде. Так и подмывает перефразировать известное высказывание великого нашего Н.В. Гоголя (какой русский не любит быстрой езды) в «какой пьяный не любит порулить?».
Самое сложное при рассмотрении таких дел: как наказать виновного, чтобы, как говорится, и волки были сыты, и овцы целы?
И уже не первый раз напоминаю, что преступление, ответственность за которое предусмотрена статьей 264.1 Уголовного кодекса, карается штрафом в размере от двухсот до трехсот тысяч рублей, либо в размере зарплаты осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо лишением свободы на срок до двух лет. При этом и к штрафу, и к обязательным работам, и к лишению свободы обязательно назначается и лишение водительских прав на срок до трех лет. Самое мягкое наказание — штраф, но двести тысяч рублей — сумма неподъемная для подавляющего большинства александровцев. На моей памяти за четыре года действия этой статьи он был применен всего два раза.
Следует отметить, что это преступление небольшой тяжести, а значит, лишение свободы может быть назначено только лицу, имеющему непогашенную судимость за любое другое или подобное же преступление.
В наших случаях был и несудимый, был судимый за убийство, а был и приговоренный менее трех месяцев назад по этой же статье к двумстам часов обязательных работ, которые он отбывать отказался, и ему их заменил суд на двадцать пять дней лишения свободы. Один из них получил сто часов обязательных работ, другой — год лишения свободы условно с испытательным сроком в один год, третий — полгода лишения свободы в колонии-поселении. Все они еще и лишены водительских прав на срок от двух до трех лет.
Говорят: пьяному лужа по колено, а лужа — по уши. Лужа, в которую они сами себя загнали, оказалась по шею не только им, но и их семьям. Мы нередко безразлично, а то и снисходительно относимся к нашим знакомым, севшим за руль подшофе, а напрасно.
Александр Шайкин, помощник городского прокурора.
Фото Эдуарда Егорова.