
В александровском музее истории железной дороги его директор Мария Фёдоровна Белякова показала мне альбом с фотографиями, на которых был запечатлен момент съемок фильма Марлена Хуциева «Бесконечность». В съемках фильма участвовал паровоз из александровского депо и обслуживающая его бригада, которая в фильме изображала солдат времен гражданской войны. Среди фамилий железнодорожников в описании фотографии попалась знакомая — Владимир Фёдорович Лакиза. Я заглянул к нему, чтобы узнать подробности о съемках фильма и с удивлением узнал, что в его послужном артистическом списке есть еще и фильм-оскароносец «Война и мир» Сергея Бондарчука.
До армии Владимир Фёдорович учился в железнодорожном училище № 4 на Советской площади (ныне в этом здании располагается один из корпусов Александровского медицинского колледжа). Когда призвали в армию, его и еще четверых призывников из Александрова отправили на опорный пункт в город Гусь-Хрустальный. Одели рядовыми и отправили в пехотную часть в подмосковный Волоколамск. Там новобранцы прошли курс молодого бойца, приняли присягу и их практически сразу отправили на съемки фильма «Война и мир», которые проходили вблизи поселка Теряево под Волоколамском. Это именно там, недалеко от Иосифо-Волоцкого монастыря снимали сцену пожара столицы, для чего вокруг построены были масштабные конструкции, изображающие столицу, в том числе тридцатиметровая копия Сухаревой башни.
Александровские солдаты участвовали в роли статистов во время съемок третьей (вторжение Наполеона в Россию) и четвертой (бегство москвичей из оставляемой русскими войсками столицы) серий с июля по октябрь 1966 года. В.Ф. Лакиза: «Мы изображали артиллеристов и кого понадобится. Сегодня говорят — вы будете польские уланы, на следующий день говорят — вы будете русские солдаты. У нас под нарами лежало три-четыре формы и две пары кальсон, которые изображали солдатские штаны. Одеваешь форму и идешь на съемки. За участие в съемках ничего не платили, мы были на армейском довольствии. Нас кормили и одевали». В масштабных съемках, предшествующих эре компьютерных технологий, участвовало много студентов, которых приглашали через институты поучаствовать в массовках. Было много и местных жителей. Но основные силы массовки — это были солдаты, которых, по мнению Владимира Фёдоровича, мобилизовали для участия в съемках, потому что они более организованные, чем гражданское население.
На съемках не обошлось и без происшествий. Владимир Фёдорович рассказывает: «Кто снимается на первом плане — у тех оружие (винтовки и шашки) и форма настоящие. Оружие тяжелое, и для первого плана брали рослых солдат. В тот день я был артиллеристом и сопровождал пушку, которую везла четверка запряженных лошадей. Ими управляли те, кто служил с лошадьми, а мы просто шли с винтовками около пушки. Три человека с одной стороны, три с другой. У артиллеристов была такая палаш-сабля, которую я держал левой рукой. Проходим мимо каких-то куч, рядом с которыми стоят номерки. Это мы потом уже разобрались, что к чему. Оказалось, что когда мы подходили к той или иной куче, оператор смотрел на номерок и кричал его. А взрывотехник нажимал кнопку и происходил взрыв пронумерованной кучи. В них были пиротехнические патроны и насыпан торф. А лошади взрыва испугались и рванули в разные стороны. Одна меня в ногу лягнула. Хорошо палаш спас. Он лопнул, одна ручка осталась».
Случалось у солдат и свободное от съемок время, но отдыхать армейское командование не давало. В.Ф. Лакиза: «Если выпадало время свободное, нас всех отправляли картошку убирать. У нас был батальон, это три роты. За десять километров топали пешком, убирали картошку. Август месяц — самая пора. Утром вставали, туда идем, целый день картошку убираем, потом обратно, и тоже пешком».
Но были и более запоминающиеся моменты. Удалось нашим солдатам сыграть в футбол с самим Вячеславом Тихоновым, исполнителем роли Андрея Болконского. Несмотря на то, что, как отмечали потом кинокритики, роль потребовала от актера полной самоотдачи, и Тихонов работал с неимоверным напряжением сил. В.Ф.Лакиза: «Когда в съемках была передышка, гоняли футбольный мяч. В свободное время с Тихоновым играли в футбол». Режиссер фильма и исполнитель роди Пьера Безухова Сергей Бондарчук ходил рядом, но в футбол не играл.
На съемках побывали и родственники Владимира Фёдоровича. Приехала его проведать сестра, которой удалось посидеть и сфотографироваться в «наполеоновской» карете. Фотоаппарат использовался одной из самых популярных на тот момент отечественных моделей — «Смена».
Сам фильм Владимир Федорович посмотрел уже когда вернулся в Александров. Посмотрел раз пять. Видел себя и в киноальманахе, где был обзор и рассказ о съемках.
Отслужив в армии, Владимир Фёдорович вернулся в 1968 году, он работал на «железке», поучился в 1970-1971 годах в школе машинистов, получил специальность машиниста паровоза и электровоза. В Александрове была большая база паровозов на складе топлива, своеобразный запас Министерства обороны на случай войны. В народе это место получило название кладбище паровозов. Каждый стоявший там паровоз периодически заправляли, проверяли и пускали в работу. Они также использовались в ряде советских и российских фильмов. Но это — уже следующая история.
Эдуард Егоров,
фото из архива респондента.