
7 сентября в России профессиональный праздник отмечают барабанщики. Александров с торжественной датой связан напрямую: более 10 лет в городе существует школа-студия игры на барабанах «Tap’n’Roll».
«Tap’n’Roll» действует в здании клуба «Искож» под руководством преподавателя Сергея Александровича Клименко. Если в полдень воскресенья прийти в «Искож», начать подниматься на второй этаж — уже на лестнице можно услышать, как упражняются ученики-барабанщики. Отстукивают разножанровые композиции и, кажется, ловят ритм самого мира — настолько сильно музыканты внутренне сливаются с инструментом.
«Звук барабанов не случайно похож на биение человеческого сердца. Первые ритмы человек научился отстукивать на собственном теле — о колени, о живот, хлопая в ладоши. В нашей натуре заложен барабанный бой, как ритм жизни», — говорит Сергей Александрович, демонстрируя ударные установки и учебный класс.
Стены кабинета украшают постеры, с которых на потенциальных коллег смотрят легенды музыкальной вселенной. «На занятиях мы говорим о мировых звёздах-ударниках, разбираем их творчество. Сейчас молодежь часто отдает предпочтение року. Репертуары таких коллективов, как „Black Sabbath“, „Ария“, „Кипелов“ тоже изучаем. Рассказываю ребятам про Ришада Шафи, барабанщика группы „Гунеш“, гремевшей в советское время. Я, к великому счастью, был с ним знаком. Ришад устраивал целые шоу: он надевал светящийся костюм, наподобие костюма Ихтиандра из фильма „Человек-амфибия“, и рассказывал, раскрывал зрителям эволюцию барабанов в мировой истории. Это звучало и выглядело впечатляюще», — добавляет Сергей Александрович.
По его словам, хороший учитель для барабанщиков — магнитофон, отчасти интернет, в котором можно посмотреть, послушать различные композиции в исполнении отечественных и зарубежных ударников. Когда музыкант единожды слышит какой-то интересный прием, профессиональный ход на видео, аудиозаписи, потом, в процессе занятий он его невольно повторяет. Не потому, что разбирал, встречал на практике, а потому, что однажды поймал на слух — и запомнил навсегда.
Впрочем, у воспитанников «Tap’n’Roll-а» есть возможность учиться у знаменитых исполнителей не только виртуально. Вместе с педагогом начинающие ударники ездят в Москву на мастер-классы Владимира Журкина, заслуженного артиста РФ, барабанщика оркестра Олега Лундстрема.
Да и самостоятельной концертной деятельности у ребят достаточно: александровская школа-студия игры на барабанах сотрудничает с одноименной школой-студией Сергиева Посада. Две школы совместно организуют выступления, посадская «Tap’n’Roll» помогает с покупкой инструментов. В ближайшем будущем услышать александровских барабанщиков-студийцев можно 14 сентября, на открытом концерте в клубе «Искож».
На беседу со мной в клуб пришел не только Сергей Александрович, но и его ученики — Алёна Зернова, Максим Кораблин, Роман Смирнов, Олег Савихин и Максим Руссу.
Все они — исключительно разные по характеру, но единые в творческом порыве, в любви к своему инструменту. Вслед за наставником двое юных барабанщиков — Алёна Зернова и Роман Смирнов сели за установку. То, как они играют, не поддается слову, полному музыки по природе. Нужно хотя бы раз услышать и понять — понять, как раскрывается в ритме ударных душа, как дети чувствуют биение мелодии. В эти мгновения они, ученики средней школы, становятся частью чего-то вечного.
Алёна исполнила латиноамериканский рисунок босса-нова, Роман — фанковую композицию из репертуара «крестного отца» этого стиля, американского певца, знаковой фигуры поп-музыки ХХ века Джеймса Брауна. «Многие считают, что барабаны — легкий инструмент. Стучи, мол, и стучи. На такие высказывания я отвечаю: „Попробуете поиграть сами?“. Пробуют, и вдруг „стучать“ не получается.
На выучивание, например, босса-новы нужен минимум месяц. А то, что сыграл Рома, не каждый взрослый повторить сумеет. Учиться играть на барабанах — значит, учиться упорству. Конкуренция в музыкальной сфере высока, твое трудолюбие почти всегда определяет твою профессиональную судьбу», — комментирует педагог.
Задаю начинающим барабанщикам вопрос: «Почему вы выбрали именно барабаны, не гитару, не фортепиано?» Четверо — Алёна, два Максима, Олег молниеносно отвечают: «Увлекло». Роман, призадумавшись, дополняет: «Я ходил в музыкальные классы, смотрел, слушал, как играли на инструментах, и всё показалось мне скучным. Всё, кроме барабанов».
Прошу ребят вспомнить впечатления от первого занятия (у большинства из них оно пятилетней давности). Олег Савихин: «Маленькое разочарование в себе. Мне казалось, что я отлично играл, а Сергей Александрович открыл много ошибок». Всем нам хотелось сходу исполнять замечательно, а на деле правильная постановка рук, изучение нотной грамоты, тренировки дома на пэде — всё требовало времени и старания«, — продолжает Сергей Александрович.
«Когда я вышел на улицу после первого занятия, все показалось таким медленным. Хотелось, чтобы мир крутился быстрее, в ритме ударных, да», — говорит Максим Русс.
У всех барабанщиков, как правило, наблюдаются творческие привычки. Роман Смирнов делится: «В школе играю ритмы линейками, ручками, карандашами. Иногда потому, что хочется, но чаще само собой получается».
Словосочетание «ударная учеба» для этих ребят несет двойной смысл: первый — профессиональный, второй — общепринятый, означающий высокую успеваемость. У всех учеников Сергея Александровича отметки после музыкальных занятий улучшились. «Барабаны дисциплинируют, развивают организм в целом: во время игры задействованы руки, ноги, за деятельность которых отвечают оба мозговых полушария», — аргументируют собеседники.
На финальный вопрос «Что напоминает вам барабанный бой?» получаю такие ответы: «Топот», «Раскол стекла» (Роман даже демонстрирует эти звуки на ударных), «Дождь и гром», «Стрельба». Везде вокруг мы слышим ритм.
В «Tap’n’Roll-е» многие исполняют мечты. Максим Кораблин начал заниматься барабанами во взрослом возрасте. Ударные встречались ему на работе, маячили перед глазами на сцене. А когда Максим поймал себя на невольном отстукивании барабанного боя, осознал: это болезнь.
Егор Кузнецов, выпускник студии, параллельно занимался в школе искусств по классу баяна. В музыкальное училище им. Гнесиных поступил как барабанщик: без барабанов не представлял своей жизни.
«Барабанами нужно заразиться. Это вживается в кровь», — убеждают участники «Tap’n’Roll-а», воспринимающие мир только в ритме ударных.
Анна Белокопытова,
фото автора.