
6 июня в Александрове с рабочим визитом побывал заместитель губернатора Владимирской области по сельскому хозяйству Александр Юрьевич Трутнев.
Будем выращивать овощи для москвичей?
Проводя встречу с населением, гость из областного центра рассказал о текущих делах в сельском хозяйстве региона. Всего по области должно быть засеяно 316 тысяч гектаров. Из них 268 тысяч гектаров — доля сельхозорганизаций, 22 тысячи гектаров — крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ), 27 тысяч гектаров — личные подсобные хозяйства (ЛПХ). Яровой сев был запланирован по области на 150 тысяч гектаров, и на начало июля было выполнено 94%. Есть небольшое отставание по плану посева яровых зерновых, связанное с идущим процессом банкротства на флагманском предприятии регионального агропрома АО «Племзавод Стародворский» в Суздальском районе. А вот Александровский район сев яровых закончил с перевыполнением плана, поскольку посевные площади у него не великие, а из всех имеющихся земель сельскохозяйственного назначения используется всего 24%.
А.Ю. Трутнев: «Сельское хозяйство у вас недостаточно развито. Понимаю, что у вас есть проблемы с кадрами, есть проблемы с близостью к Москве… Но земли не используются, и это неправильно. Надо пытаться их как-то вводить, пускай не через крупные сельхозпредприятия, а через крестьянско-фермерские хозяйства. Пытаться создать крупное предприятие без инвестора достаточно сложно. Мне кажется, что упор нужно делать на выращивание овощей и крупного рогатого скота на мясо. Наверное, это то направление, где можно развиваться Александровскому району. Поскольку и здесь есть московский потребитель, и до Москвы недалеко».
Поддержка есть, так что вы держитесь!
В этом году из областного бюджета было выплачено 939 миллионов рублей (это 61% годового лимита) в качестве текущей поддержки сельхозпроизводителей. В том числе тех, у кого складывалась непростая и пагубная ситуация с ценами на сырое молоко. Начиная с декабря прошлого года по март 2018, цены упали у ряда предприятий до 6 рублей. Кроме того, ряд крупных молочных предприятий, на которых областная администрация не может оказывать влияние («Данон», «Пепсико» и другие) начали отказываться от закупок молока на предприятиях, которые находятся от них в удаленности или производят небольшой объем молока.
Среди других позитивных моментов, был отмечен тот факт, что агропромышленная лизинговая компания АО «Росагролизинг» включила Владимирскую область в программу обновления сельскохозяйственной техники, и ряд «сельхозников» области получат ее на общую сумму 50 миллионов рублей. Можно приобрести технику на хороших условиях без первоначального взноса и с отсрочкой платежа. Правда, предприятия Александровского района в ней не участвуют.
Работает в регионе и программа системы поддержки «Владагролизинг», в начале года было выделено 100 миллионов рублей на увеличение ее уставного капитала, а потом было добавлено еще 50 миллионов. На сегодняшний день уставной капитал «Владагролизинга» составляет порядка 900 миллионов рублей. Что это позволяет? В этом году на льготных условиях (хотя и без отсрочки платежа и без авансового платежа) было отдано 58 единиц техники на 214 миллионов рублей сельхозпроизводителей Владимирской области, а в прошлом году было отдано почти на 400 миллионов.
«Белую водичку» будут фильтровать
В качестве действенных мер, которые позволят контролировать попадание в магазины «левой» молочной продукции, сделанной «из неизвестно чего», у областной администрации большие надежды на электронную сертификацию, которая планируется к введению с 1 июля 2018 года. А.Ю. Трутнев: «Если раньше мы выписывали ветеринарные свидетельства сельхозпредприятию в ручном режиме, он вез его в переработку, и что там получалось на выходе зачастую — не совсем было понятно. Условно из десяти тон молока можно было произвести 200 тонн молочной продукции. Такие факты есть. И было так, что крупное сельхозпредприятие приходит в сеть и говорит, что готово поставить молоко, но цена такая-то, потому что себестоимость такая. А сетевики говорят, что по такой цене им не надо, а надо, чтобы была беленькая водичка по низкой цене. Чтобы избежать всего этого, электронная сертификация будет и для производителя, и для переработчика. А продавцы должны будут „загасить“ сертификат, и тем самым засвидетельствовать, что продукция прошла все стадии проверки на безопасность. Тогда будет видно, сколько пришло молока, сколько ушло молока и можно бутет посчитать, а возможно ли было произвести столько молочной продукции (творога и сметаны) из такого количества молока. Если эта цепочка заработает (а мы надеемся, что она будет работать), она значительно снизит некачественный продукт, который сейчас приходит на рынок».
«Африканка» не при чем
Визитер отметил, что в этом году вопрос по африканской чуме свиней не стоит так остро, как это было в прошлом году. Очаги заболеваний были отмечены в конце прошлого и начале этого годов. Они связаны с диким кабаном, что говорит о том, что у нас в лесу в дикой фауне имеет место быть наличие этого вируса. А.Ю. Трутнев: «В Александрове осталось немного поголовья и, может, это для вас не так актуально. Но, тем не менее, риски остаются. Речь не идет о том, что бы запретить выращивание свиней. Тем более учитывая нынешние тенденции, когда во Владимирской области из 140 тысяч поголовья свиней, которые были два года назад, на сегодняшний день осталось только 38, говорить о том, чтобы все свернуть, это значит, оставить область без свиноводства. Мы раздавали памятки населению о том, как правильно содержать свиней, чтобы не подвергнуться опасному заболеванию, и как надо обезопасить свою продукцию. Светлана Орлова подписала программу по альтернативному животноводству: для тех, кто занимается свиноводством, но не хочет рисковать, есть возможность обратиться в департамент ветеринарии и заменить поголовье свиней на другой вид скота. Компенсация за одну свинью порядка 5 тысяч рублей. Мясо остается тому, кто ликвидирует свой скот».
А вот в сокращении поголовья свиней на предприятии «Мортадель» в Александровском районе с 62 тысяч голов до 500 пятачков «африканка» не при чем. А.Ю. Трутнев: «Изначально там все двигалось неплохо. Но что-то пошло не так. Нужно было соблюдать определенные экономические вещи. Поддержка со стороны администрации оказывалась теми методами и способами, какие были выработаны на территории Российской Федерации и Владимирской области. Ряд предприятий, такие, как „Мортадель“, вылетел из системы субсидирования в связи с тем, что они перестали обслуживать кредиты».
Кто хочет работать на земле?
Бывший работник районной администрации и житель деревни Красная Роща Александр Смирнов рассказал гостю о борьбе за краснорощинскую землю и препонах в получении земли в долгосрочную аренду. По его словам, в 2010 году 300 гектаров земли вокруг деревни были сданы в аренду «по коррупционной схеме». В 2013 году земля была приватизирована, в 2014 году началось межевание и было «нарезано» 40 участков. В результате борьбы жителей, инициировавших проверки Россельхознадзора, Следственного комитета, МВД и судебные разбирательства, часть земли была изъята по суду, от части земель хозяева отказались. В 2018 году 180 гектаров были переданы в Следневское поселение. А «борцы» решили создать потребительский кооператив сельскохозяйственного направления и написали заявление об аренде земельных участков. В начале июня администрация вместо ожидаемого долгосрочного договора предложила двухгодичный. Этого срока, по мнению А.Смирнова, мало для того, чтобы привести заросшую землю в порядок. Но и на вопрос, чем будет заниматься кооператив после получения земли, уверенного ответа не последовало. Что дало повод для определенных размышлений у чиновников.
Гораздо увереннее о планах развития своего крестьянско-фермерского хозяйства поведал потомственный фермер Иван Беженарь, у которого в Андреевском сельском поселении содержатся две тысячи овец. За почти десятилетнюю работу на земле он вложил в свое КФХ более 100 миллионов рублей. Его цель — довести поголовье до десяти тысяч и открыть первое в России предприятие по дойке овец. На встречу он пришел посоветоваться о том, как можно приобрести еще земли для своего растущего хозяйства, с учетом того, что для КФХ лимит — 200 гектаров. И как получить ссуду под приобретение оборудования для дойки, если банк дает ее под поручительство, а поручиться за него никто не может. Гость из области предложил несколько вариантов помощи и пообещал оказать всяческое возможное содействие.
Эдуард Егоров,
фото автора.