Вы здесь
Главная > История и культура > История > В память чудесного избавления

В память чудесного избавления

Недавно в музее-заповеднике «Александровская слобода» произошло событие необычной важности. Вернулась из реставрации икона очень редкой иконографии «Избранные святые. В память чудесного избавления 17 октября 1888 г.». Она была написана в благодарность спасения Императора Александра III и всей его семьи во время крушения царского поезда, которое произошло на участке железной дороги у станции Борки под Харьковом.

Александр III, его супруга Мария Фёдоровна, их дети: старший сын Николай, сыновья Георгий и Михаил, дочери Ксения и Ольга — подверглись тогда смертельной опасности. Несмотря на многочисленные человеческие жертвы и сильные повреждения, в том числе царского вагона, вся семья осталась невредимой среди его обломков, спасение было поистине чудесным. Позже на месте катастрофы был воздвигнут православный храм.

Царская семья ехала из Крыма в Санкт-Петербург. Техническое состояние поезда было отличным. Вели состав два паровоза, поэтому он двигался со скоростью экспресса, очень высокой для того времени — 68 км/ час. В этих условиях произошел сход 10 вагонов, причем на высокой насыпи. По рассказам очевидцев, сильный толчок сбросил с места всех ехавших в поезде. После первого толчка последовал страшный треск, затем произошел второй, еще сильнее первого, а после третьего, тихого, поезд остановился.

В тот же день будущий Государь Николай II запишет в дневнике: «Все мы могли быть убиты, но по воле Божьей этого не случилось. Во время завтрака наш поезд сошел с рельсов. Столовая и вагон разбиты, и мы вышли из всего невредимыми. Однако убитых было 20 человек и раненых 16… на станции Лозовая был молебен и панихида». Перед глазами уцелевших предстала ужасная картина разрушения. Все бросились разыскивать императорское семейство и вскоре увидели его живым. Вагон с царской столовой, в которой находились Александр III, его жена Мария Фёдоровна с детьми и свитой, был полностью разрушен: без колес, со сплюснутыми и разрушенными стенами; его развернуло поперек пути и накренило над откосом.

Первым толчком повалило всех на пол, а когда он провалился и осталась одна рама, то все оказались на насыпи под упавшей крышей. Утверждают, что Александр III, обладавший недюжинной силой, держал ее на плечах, пока семья и другие пострадавшие выбирались из-под обломков. Сила удара была настолько мощной, что великий князь Михаил Александрович был отброшен на откос. Шестилетнюю Ольгу спасла няня, успевшая вытолкнуть ее до того, как начали рушиться стены и потолок вагона.

Сразу после крушения Александр III, получивший сильный ушиб ноги (лежавшая у ног Государя собака была задавлена обломками крыши), и Мария Фёдоровна, не обращая внимания на пораненную руку, оказывали помощь потерпевшим. Знаменательно, что среди разрушений и обломков икона Спаса Нерукотворного, находившаяся в поезде, была найдена на прежнем месте целой.

При расследовании происшествия одной из главных причин была версия о превышении скорости движения. Но имела место и другая: крушение было вызвано взрывом бомбы, которую заложил помощник повара императорского поезда, связанный с революционными организациями. Заложив бомбу с часовым механизмом в вагон-столовую, рассчитав момент взрыва ко времени завтрака царской семьи, он сошел перед взрывом и скрылся за границей.

Вся Россия была потрясена возможными последствиями крушения. По всей стране служили благодарственные молебны, строили часовни, писали иконы. И наша музейная икона была заказана в одном из храмов, возможно, Александровского уезда, в память об этом событии. Это неудивительно, поскольку Александрова слобода и в XIX веке оставалась вотчиной Дома Романовых. К сожалению, пока нам неизвестны ни заказчик, ни храм, для которого она была написана, так как икону купили у некоего Наумова, жителя деревни Дичково. На ней изображены небесные покровители членов царской семьи — благоверный великий князь Александр Невский, святая равноапостольная Мария Магдалина, святитель Николай Чудотворец, святой князь Михаил Тверской, святая равноапостольная великая княгиня Ольга, святой великомученик Георгий Победоносец, преподобная Ксения и святой, память которого приходится на 17 октября, пророк Божий Осия. Вверху — икона Спаса Нерукотворного. Сонм святых представлен на золоченом фоне и в орнаментальном обрамлении, разделанном эмалью, в богатой золоченой деревянной раме. Внизу иконы дарственная надпись: «В память чудесного избавления 17 октября 1888 года». Сам император считал, что икона Спаса Нерукотворного и святой пророк Осия помогли чудесному избавлению. Несомненно, икона написана первоклассным мастером. Высокое качество исполнения, богатые украшения свидетельствуют либо о царском заказе, либо о даре царской семье.

Ирина Короткова,
хранитель коллекции музея-заповедника «Александровская слобода».

Оцените материал

Комментарии на “В память чудесного избавления

  1. Было бы хорошо организовать повторный показ в Сатурне этого фильма во время Новогодних праздников, а то после лживого наката на эту кинокартину многие повелись на этот фейк и наверняка проигнорировали просмотр, а зря.

  2. Конечно -дней 10 шла демонстрация с момента выхода этой кинокартины на экраны страны. Очень стоящая работа режиссера.

  3. Матильда. Не тот фильм назвали «Краем»
    Я посмотрел фильм, после которого возникло одно желание: срочно пересмотреть «Летят журавли», «Апокалипсис сегодня», снова увидеть те ленты, благодаря которым я заболел кино, из-за которых я в него влюбился по уши. Потому что то, что я увидел, показало мне голую и горькую правду: российское кино сегодня балансирует на грани катастрофы. Оно подошло к самому краю, за которым — адовы глубины пошлости, бескультурья и профанации.
    Я посмотрел «Матильду».
    Любому режиссеру, в том числе и мне, стоит помнить, что случаи, когда звезды на небе сходятся — встречаются творческие личности, талантливые люди, идеи которых понятны и созвучны, они работают вместе, и происходит чудо нового творения, — такие случаи происходят нечасто. Бывают неудачи. Они случаются у всякого. По моему мнению, так произошло с «Матильдой».
    Что снимал Алексей Учитель? Драму? Фэнтези? Мелодраму? Историческое кино? Внутри фильма персонажи существуют каждый в своем жанре: Данила Козловский изображает триллер, Евгений Миронов — комедию, а актеру, приглашенному на роль Николая, видимо, сказали, что нужна мелодрама, и потому на протяжении всего фильма у него мокрые глаза. И если прекрасный Миронов что-то играет, то про остальных это сказать никак нельзя — они изображают. У них получаются в лучшем случае типажи, а не живые персонажи. И зачем было приглашать в этот фильм зарубежных актеров — для меня загадка.
    Затем: какая идея легла в основу фильма? О чем это кино? Не нахожу ответа. После увиденного у меня возник один, главный вопрос: зачем? Зачем было снимать этот фильм? Зачем было нужно государству поддерживать эту картину двадцатью пятью миллионами долларов? Какие политические или пропагандистские, или воспитательные цели оно, государство, преследовало? Я понимаю, когда государство тратит деньги на создание фильмов про космос, хоккей и т. д. Это нормально — гордиться своими достижениями. Художественную ценность этих проектов сейчас не обсуждаю — просто понимаю, зачем нужны такие фильмы.
    Может быть, правы те конспирологи, которые предрекают в скором времени реставрацию в России монархии — и тогда можно предположить, что таким способом народ начинают готовить к новым политическим реалиям? Но любой здравомыслящий человек, посмотрев фильм «Матильда», сделает единственно возможный вывод: монархия — удел развратных вырожденцев, полный тупик, выхода из которого нет; впереди — революция. Это — цель?
    Может, это патриотическое кино? Авторы в своих интервью произнесли много пафосных слов, намекая, что фильм — о высоком: Успенский собор, Кремль, Ходынское поле, царские дворцы, сцена Мариинского театра — в этих местах, мол, бьется сердце России. Тогда, простите, я что-то пропустил. Я не увидел в фильме ни единой идеи, ни поступка, ничего, чем я мог бы гордиться как гражданин. А места — ну, что места: в Кремле после 1917 года такие субъекты поселились, что — будь здоров, до сих пор стыдно вспоминать. Мне показывают персонажа с бородой, в мундире, похожего на последнего русского императора, и я вижу, что это похотливый человек, патологический потаскун, который тащит к себе в спальню балерину, едва только та на сцене случайно (?) оголила грудь. Сразу же — в койку. Это даже не страсть. Это просто животное желание. Николай вскакивает, издавая нечленораздельный звук. И «сердце России» забилось учащенно, да.
    Сама Кшесинская в реальной жизни была нерядовая женщина — красавица, авантюристка и интриганка, умная и талантливая, обладавшая даром влиять на людей. Но в фильме все просто — она шлюха, предназначенная для лиц определенного круга. И хотя даже шлюху можно сыграть интересно, приглашенная иностранная актриса не играет ничего.
    Будущую императрицу Александру Федоровну, неглупую, прекрасно образованную, с хорошим воспитанием женщину превратили в тупую немку, полную дуру с пустым взглядом — как будто вклеенную сюда из какого-то другого, комедийного фильма.
    Персонаж Данилы Козловского — психически нездоровый человек, которого назвали «графом Воронцовым». Граф он или не граф — не знаю. Но когда он запросто врывается в личные апартаменты императора (?!) и сходу бьет императора в лицо (?!!), у меня ощущение, что такое понятие, как бытовая правда, в концепции фильма просто отсутствовало. Почему «граф Воронцов» так поступает — Бог его знает, нам не рассказали. О том, что русские дворяне друг друга (не говоря уже об особах императорской крови) не могли ударить ни при каких обстоятельствах, речь не идет: мужики бабу не поделили, понимать надо. До 1917 года еще далеко, но «кино-царь» и «кино-граф» ведут себя как председатель домкома и дворник, между которыми разрывается любвеобильная Дунька-повариха из рабочей столовой.
    Граф хватает Кшесинскую, они пытаются спастись на плоту. На плоту! Просто схватить беглецов — слишком простая задача для преследователей. Плот поджигают. Но граф остается верен — нет, не Кшесинской — себе: стоя в пламени, он продолжает хватать ее за грудь, видимо, руководствуясь простым и понятным желанием: «А, гори оно все синим пламенем! Хоть за бабу подержаться перед смертью».
    Плот взрывается (!), Воронцов погибает. Кшесинская остается в живых, ведь впереди — коронация, и циничная авантюристка просто обязана испортить торжественную церемонию. То, что на самом деле ее и близко не подпустили ко дворцу — не проблема для авторов: балерина появляется на коронации, да еще как появляется! Классика: распахиваются двери собора — и врывается она, вся в белом. Почему-то ее не замечают (а она-то так старалась!). Но потом лазутчицу обнаруживают, и начинается беготня в духе «Кода да Винчи»: за балериной гоняются по всему собору. Наконец она оказывается на хорах, откуда — посреди коронации — романтически восклицает: «Ники!..» Окрик долетает до уха Николая — и он грохается в обморок. Чудо что за начало правления.
    Без двух минут император лежит без сознания посреди Успенского собора. Вокруг — сотни, тысячи людей. А Ники лежит. Высвободившееся время он тратит с пользой: он фантазирует, как он подбегает к Кшесинской, целует ее, обнимает… Но все хорошее когда-нибудь заканчивается: обморок проходит, и надо вставать, чтобы принять корону Российской империи. За все это время ни единой душе в голову не приходит помочь государю. Ну, упал в обморок, очухался, встал — и слава Богу, продолжим. Ники демонстрирует качества, которые выдают в нем незаурядный характер и силу воли: сам поднимает корону, сам водружает себе на голову. Историческое кино?..
    Вообще, император России — на секундочку, самого могущественного государства мира на тот момент — в фильме существует вне всякого контекста. Он как будто в вакууме. Вокруг него нет ни адъютантов, ни слуг — никого, никакого окружения. Он просто перемещается по экрану. Единственный момент, когда контекст появляется, — сцена, где Николай стреляет по воронам из ружья. Кто постарше — сразу вспомнит знаменитую сцену из великой «Агонии» Элема Климова. Вот тебе и контекст. Но ту сцену руководство «Мосфильма» распорядилось вставить в фильм, так как у режиссера получался слишком хороший царь. А сейчас она зачем понадобилась?
    Сцена репетиции коронации — испытание не для слабонервных. Детей в кино не берите. Потому что там Александре Федоровне неосторожно прикалывают шпилькой к волосам корону — и тут вдруг по лицу будущей императрицы начинает течь струя густой венозной крови в палец толщиной. От укола шпилькой.
    Иногда с концептуальными недостатками фильма тебя примиряет эстетическое наслаждение — это когда кино здорово снято, когда в нем отличные декорации, музыка, грим — в общем, когда есть нечто высококлассное, помимо содержания. Здесь этим надеждам не суждено сбыться. У персонажей «Матильды» второсортные, криво приклеенные искусственные бороды, у них ужасающий грим. Зато балерины Мариинки танцуют в сценических костюмах со вставленными в них светодиодами. Не шучу. Светодиоды в конце девятнадцатого века. А за что тогда японцы Нобелевскую премию получали в 2014-м?
    К балетной теме создатели подошли с большим вниманием. В какой-то момент в картине возникает еще одна балерина. Зачем? Чтобы показать, как во время спектакля, тут же, за сценой ее употребляет некий высокопоставленный сановник из ближайшего окружения императора. Еще один ценитель прекрасного. Она пытается возразить — мол, ей сейчас на сцену, вот, уже и увертюра заканчивается; властный мужчина, обуянный страстью, отмахивается: подождут. Кто подождет: император? Вся свита, весь петербуржский высший свет, зрители?
    Такое ощущение, что историческим персонажам, взятым из прошлого, создатели дали взаймы свои собственные сегодняшние представления о жизни. И тогда все становится на свои места. Тогда понятно, откуда это хамовато-пренебрежительное: «подождут». Понятно, почему Николай прикрывает голую Кшесинскую, лежащую на царском ложе, императорской мантией с горностаями, которую, на минуточку, надевали по самым торжественным и крайне редким случаям: успех нынешнего российского кино уже немыслим без «американской красоты» — красивой голой задницы в дорогом VIP-антураже. И тогда понятно, почему в фильме НЕТ царя. Его личности, пусть даже воссозданной силами кино, — нет. Актер есть, имя в титрах есть, а царя Николая — нет. Пустота. Некого винить: таких понятий, как чувство долга, собственное достоинство, честь, вера и тому подобных в окружающей нас действительности осталось так мало, что показать, сыграть их уже мало кто сумеет.
    Все знают, что финал — это половина успеха. Что мы видим здесь: Николай приезжает на Ходынку, где произошли страшные события, и молится, просит прощения, стоя среди мертвых тел. А в следующем кадре — праздничный фейерверк, на фоне которого кино-царь смотрится не хуже Рэмбо в той сцене, когда американский герой бежит из джунглей, а позади него разрываются мины.
    Концовка вообще сражает наповал. Надпись на экране: «Они жили счастливо 24 года». Это про Николая и Александру. Прозрачное: «…и умерли в один день» спрятано от зрительских глаз, но мгновенно возникает в голове у каждого первого. В конце концов, трэш тоже нужно красиво «закольцевать». Получилось.
    Создатели фильма вволю поиздевались над всеми своими героями. Над всеми. Снова — вопрос: зачем? Чтобы мы почувствовали — что?
    Как это можно назвать? Кроме как катастрофа — по-моему, никак. И это произошло с уважаемым мною режиссером Алексеем Учителем.
    ***
    Пока писал — немного остыл. Бог с ними, с авторами. Меня порадовали зрители: народ в зале смеялся. Люди, вы прекрасны! Вы чувствуете главное. Вы понимаете, где правда, а где ложь. Не теряйте эту способность — и все будет хорошо.

  4. Даже до конца дочитать муру — исповедь , которую вы здесь набили не было не только желания, но и обычного терпения . Идите в кинотеатр и смотрите в хорошем качестве эту картину, а не довольствуйтесь просмотром в инете. Николай второй именно таким и был , как показан в фильме » матильда» -слабым, безвольным человеком с «мокрыми глазами», который изначально не хотел в силу своего молодушия быть Российским царем. Это видел и его отец, сильный управитель, который с сожалением думал кому ему придется оставить и доверить престол и не счастье Матильды Ксешинской, что она была влюблена в этого тшедушного человека. К сожалению правление Россией было волей случае вручено не пригодному для этого наследному монарху.

  5. Где вы смотрели этот фильм , что с вами сидела неадекватная публику, или она смеялась на тшедушного и вдруг в сегодняшней России ставшего святым самодержца? Вопрос остается открытым …

  6. То , что на престол взошел такой монарх, как Николай второй — это была катастрофа для России и великая трагедия это правда.

  7. А неудача у России одна , что такие Александры, как этот ник , пытаются судить о постановке фильма и режиссерской работе Алексея Учителя со своего профанского пьедестала , не зная не только истории, но и понимания элементарного художественного подхода к трактовке событий того времени.

  8. Да в Александрове смотрел фильм этот Александр с бутылкой пива наверняка и закусывал попкорном, а рядом с ним такая же публика хмельная и хохочущая рядом.

  9. А не тот ли этот Александр — староста местной церкви по сосетству с Сатурном , он тут не раз выступал под хоругвиями церковными, а фильм «Матильда» церковникам, как кость в горле. Хорошо, что минкульт
    Госдума и общественность не пошла у них на поводу.

  10. Браво, что таким поклонским и их приспешникам александрам не удалось опорочить фильм и дискредитировать великого режиссера Алексея Учителя и фильм вышел на экраны страны , а теперь пусть брызжут слюной сколько угодно — собака лает , ветер уносит)

  11. Представленный Александром текст — это отзыв на фильм Юрия Грымова, режиссера, продюссера, худрука театра Модерн.
    И многие его замечания справедливы для любого современного широко разрекламированного фильма.

  12. Всем известно, что Грымов пиарщик и у него , как режиссера слабые фильмы, во многом со своей персональной трактовкой произведений , пример тому его фильм «Муму» по Тургеневу и не ему судить и писать отзывы на фильм Учителя «Матильда». Грымов в начале своей карьеры рекламой в конце 80- годов прошлого столетия занимался на ТВ — вот туда ему и обратно дорога.

  13. Я прошу прощения, конечно это не мои мысли, и отзыв, на картину я не пошел, тратить свое время на подобное «искусство» для себя не вижу смысла, этот отзыв о картине написал Юрий Грымов,то что описывает Грымов это подтвердили и мои друзья, хорошо образованные люди, которые разочаровались походом на просмотр, да и объективно если посмотреть на рейтинги картины Матильда, то они то же не вдохновляют, у нас просто в России по моим наблюдениям люди любят противоречить да же очевидным вещам, да и еще казаться самыми умными.

  14. Но это мое личное мнение, да я не староста Церкви,вы знаете я очень удивлен культурой общения некоторых людей, это выдает уровень, уровень смотрящих и восторгающихся, жаль.

  15. Могу поспорить сейчас польется грязь, люди добрые принимайте каждое мнение с уважением, и в вашей жизни будет больше радости и счастья))))))

  16. А вы не пропагандируйте здесь мнения поклонской, которая додумалась выйти с портретом николая второго на 9 мая и продвигайте ваши церковные ценности на специально занимающихся этим провославных каналах и тогда вам не будет казаться, что здесь все отрицается. То, что вы со своими постулатами давно нарываетесь здесь на подобное обращение, не есть отсутсвие культуры , а просто протест на ваши суждения и оценку происходящего, отсюда и обращение с незаглавной буквы, вот так как-то )))))

  17. Имейте чаще свое мнение, а не перепечатывайте бездумно конкурентные тексты некоторых режиссеров, тем паче что сами не удосужились посмотреть в силу своего стадного чувства)

  18. Вы знаете, хорош тот совет который спрашиваю, а по большому счету давать советы дело жутко не благодарное, и не благородное, я написал одну из точек зрения, которая имеет права быть,и с которой я конгруэнтен и я имею на это право писать где хочу и что хочу в рамках закона РФ.

  19. Конечно о чем это я , В библии написано, что верующие -это стадо, а священники это пастухи , поэтому ясна позиция , следуйте туда , куда пастухи указывают и без вопросов)))

  20. Вы (Классно) просто наверное очень сильно огорчились и раздосадовались, тому что мое мнение отлично от вашего, вам нравиться картина смотрите ни кто не против, но многим она не по душе, да же далеких от Церкви людей, я просто удивлен уровню общения и следующим за ним оправданием с вашей стороны, культура человеческого общения в не конфессий она или есть или ее нет, и большой подвиг признаться себе в этом.

  21. На этом сайте, люди высказывают свои точки зрения, и они имеют на это право, в том числе и я, и вы, и любой другой человек, вы так считаете это ваше право, а я считаю, что вежливость и тактичность один из показателей культуры общения!

  22. Не надо здесь, уподобляясь гражданке поклонской, на фоне фильма «Матильда» разжигать ненависть между верующими с одной стороны и атеистами и агностиками с другой.

  23. (Классно) вы наверное очень полюбили эту картину, ни кто ни что не разжигает,это скорее ваша интерпретация, люди делятся своим мнением, и это здорово, что мнения разные и интересные.

  24. здесь один субъект всё набивает (Классно, Аноним, Отзыв…) и устраивает под каждой статьёй провокации. Ошибки и стиль выдают писаку с потрохами.

  25. Может это Алена))), помню был такой персонаж. Вечно всем не довольный, критикующий и ни чего делом не делающим. Спасибо, давно тут не писал, теперь буду знать)))

  26. Так не вступайте с ним в полемику Нашли животрепещущий тему, блин. Кому хотелось, в кино сходили. А вот во дворах никаких зимних горок, ледянок и главный дворовый корт не залит впервые за сорок лет со времени СССР — это и есть искусственное разрешение жителей города Александрова властями!!!

  27. Так недовольным здесь александр выступил, а не кажушаяся ему Алена, а я думаю александр это и есть Алена, или очередной троль сайтовский с размытой личностью, набивающий здесь лажу всякую и даже не свою собственную)))

  28. Да не очень давно тут алексардр появлялся, в декабре под статьями мелькал , прокуратурой был недоволен)))

  29. Это способ работников администрации перевести стрелки с вопросов значимых на удобные. Что важнее — состояние дворов, дорог, под’езда наконец, или Матильда с цесаревичем?!
    Ответ очевиден — устройте опрос — увидите.

  30. Блин, и не лень было этому Александру перепечатывать сюда всю эту длинную спорную грымовскую лицензию, не сославшись на ее автора и как бы, присвоив себе эту «историю».

Добавить комментарий для Читатель Отменить ответ

Войти с помощью: 

Я не робот.

Top
Adblock detector