В День города Александрова на главной сцене праздника военный комиссар Владимирской области вручил Сергею Савину Орден Мужества. Эту правительственную награду уроженец поселка Балакирево получил за выполнение боевой операции по разминированию сирийского города Пальмира, во время которой он получил ранение в ногу. Александровский военный комиссариат предоставил местным журналистам возможность пообщаться с героем.
За последнее столетие Россия неоднократно выступала в вооруженных конфликтах за пределами своих границ: Афганистан, Ангола, Таджикистан, Чечня, Приднестровье… В Сирии россияне, по просьбе президента Башара Асада, помогают правительственным войскам освобождать страну от боевиков. По поводу участия наших войск вне страны, российский Президент Владимир Путин сказал: «Единственно верный путь борьбы с международным терроризмом — это действовать на упреждение, бороться и уничтожать боевиков и террористов уже на захваченных ими территориях, не ждать, когда они придут в наш дом».
В начале сирийцам помогали только российские воздушно-космические войска, потом к летчикам присоединились другие специалисты, такие, как саперы. По данным сетевого издания «Звезда» российские специалисты разминировали в Сирии уже более 40 тысяч взрывных устройств. Как говорит известная поговорка: сапер ошибается только раз. Работа не только стрессовая, но и опасная. Поэтому среди саперов есть и те, кто за такую работу получил награды. Орденом Мужества награждают за самоотверженность, мужество и отвагу, проявленные при спасении людей, охране общественного порядка, в борьбе с преступностью, а также за смелые и решительные действия, совершенные при исполнении воинского, гражданского или служебного долга в условиях, сопряжённых с риском для жизни. Среди удостоенных Ордена Мужества штатские — единичны. Орденоносцы, в основном, люди военные. Сергей Савин, можно сказать, военный в первом поколении. Его предки хотя и проходили срочную военную службу в армии, но профессиональный военнослужащий в этом семействе он пока единственный.
О том, как он им стал, Сергей рассказывает вполне обыденно: родился в поселке Балакирево в 1996 году, учился в балакиревской школе № 37, поступил в Александровский промышленно-гуманитарный колледж, отучился год на мастера общестроительных работ и в ноябре 2014 года пошел в армию. «Учебка» была в Нижнем Новгороде, а оттуда он попал служить в город Приморск Калининградской области. Менее чем через полгода для себя решил, что станет «контрактником». После окончания срочной службы сходил в отпуск и поехал устраиваться по-контракту. После подписания контракта поступило предложение поехать на три месяца в командировку в Сирийскую Арабскую Республику.
— У вас была возможность не поехать?
— Конечно. Кто-то отказывался, я — нет. Ведь кому-то же нужно делать эту работу. Мама была вначале против. Но я ей объяснил, что это мой путь, и что я его сам выбрал. Я считаю, что это долг каждого мужчины — поступить так, как делали наши деды и прадеды. При этом не обязательно ехать в «горячую точку».
— Вы знали, что там происходит? Страха не было?
— Страх был. Но я решил себя испытать, посмотреть, как все происходит. Вот съездил.
— Какие были впечатления первых дней пребывания в Сирии?
— На авиабазу Хмеймим мы приехали ночью. Всё, что увидели — непрерывные взлеты самолетов. Они постоянно взлетали и садились. Потом нас ввели в курс дела, где какой противник находится. И на следующий день мы уже выполняли боевую задачу.
— В чем заключалась ваша боевая задача?
— Мы занимались разминированием. Мины, которые ставили боевики, в основном самодельные. У них свои методики их установки — они фугасы на обочинах закапывали в землю. Мы производили обследование определенных участков. Каждый день выходили на маршрут движения наших войск, проверить, не заложили ли боевики новые фугасы. Просыпались утром, производили инженерную разведку местности, проверяли на наличие взрывоопасных объектов. Проходили по улицам Пальмиры, где двигались наши войска. Были задачи и такого плана: выдвинуться на высоту и делать фортификационные сооружения, для того чтобы осколки не прилетали к нашим войскам. То есть мы выполняли инженерные задачи. Находился я там три месяца, получил ранение с диагнозом гемартроз. После получения ранения сначала отправили на авиабазу Хмеймим, а после — в Москву, в военно-клинический госпиталь имени Вишневского.
— Были ли с вами однополчане из Владимирской области?
— При мне нет. Военнослужащие были из разных уголков России. Но каждые три месяца шла замена.
— Были ли у вас контакты с местным населением?
— Местных жителей в Пальмире не было, потому что город был дважды захвачен боевиками, город был разрушен. И когда пошло наступление просирийской коалиции, мирные жители стали возвращаться. Они приходили к нам, просили воды. Общение было на английском. Мы изучали их слова, они — наши. Обговаривали с ними местоположение террористов.
— Пока находились в Сирии, общались ли вы с близкими и родными?
— Родителей я даже не предупреждал, не хотел их травмировать. Для них все это время я был в командировке в Нижнем Новгороде. У нас туда даже телефоны никто с собой не брал.
— На ваш взгляд, будет ли одержана победа над террористами в Сирии?
— Да, конечно. Сейчас уже захватили столицу террористов.
— Что бы вы могли пожелать будущим призывникам?
— Ничего не бояться, не переживать и не волноваться. Я считаю, что это — долг каждого мужчины. А год службы — не такой уж большой срок.
Эдуард Егоров,
фото автора.
Почаще публикуйте интервью с такими людьми. Приятно почитать слова ещё очень молодого, но уже по житейски зрелого человека. Сейчас это такая редкость. Спасибо родителям за такого хорошего сына.
у нас в стране больше других проблем нет как заниматься разминированием и помощью сирии.
это замечательное и полезное занятие-помощь сирии и сирийскому народу.
дух захватывает от осознания того,что мы там делаем.
мы тут в России потерпим и перебьемся как-нибудь,главное чтобы в сирии всё было отлично.
«Заключайте союзы с кем угодно, развязывайте любые войны, но
никогда не трогайте русских».
Подпись Потерпевшего: Отто фон Бисмарк
В Сирии игил пыталось убить нашего регионального союзника и всё тамошнее православное население. Парень — молодец!
аххааа, у вас похоже времени свободного много, что же не трудитесь на благо родины,а только советы даёте. Сходите посуду за собой помойте что ли, а то все на маму надеетесь.
тебя аноним забыл спросить что мне сделать и когда.
не митингуй,и успокойся.
Чечня за пределами РФ? Серьезно? Я может в силу возраста чего не понимаю, т.к. в годы Первой чеченской еще под стол пешком ходил, но Чеченской республике так и не дали независимость же, де-юре она была в составе РФ.
Могу и ошибаться, конечно, новейшую историю России знаю лишь по википедии и СМИ (а это так себе источники), на серьезные книги/статьи нет времени, к сожалению.
Киборг, 20 век начался задолго до того как вы пошли пешком под стол и был весьма богат на перекройку границ.
Это я понимаю, в первой половине 20 века «очень весело» обстояли дела с перекройкой границ в Европе, но у автора статьи есть ошибка или нет? Чечня была в пределах РФ в период войны или нет? Или речь идет не о Первой и Второй чеченских войнах?
Киборг, вы в каком классе учитесь? Или сейчас в учебниках не написано, что после февральской буржуазной революции начался распад Российской империи и территории, как это тогда называлось, национальных окраин стали весьма причудливо складываться в независимые государства. И таки был момент когда Чечня не входила в РФ. Неужели трудно набрать в поиске слово «Чечня» и прояснить вопрос.
Но автору все же лучше поточнее выражать свои мысли.
Не входила, когда и РФ не было, что логично. А вообще да, на досуге подробней ознакомлюсь с темой.