
10 февраля в России отмечают День памяти Александра Сергеевича Пушкина. В этот день в 1837 году после раны, полученной на дуэли, умер самый русский поэт с африканскими корнями. Современен ли сейчас этот автор? Какое стихотворение Александра Пушкина первым приходит на ум? Нужна ли в нашем мире поэзия?
Галина Кипренко, журналист и поэт:
— Я часто вспоминаю строки из стихотворения «Поэту» («Поэт, не дорожи любовию народной…»), потому что они обращены к нам, пишущим: «…Ты сам свой высший суд;/ Всех строже оценить умеешь ты свой труд./ Ты им доволен ли, взыскательный художник?» Привычка требовать с себя по максимуму заложена Пушкиным, конечно. Я никогда не пыталась сбросить поэта с парохода современности, напротив, считаю, что мы его невнимательно прочли. Устаревает лексика, но не устаревает взгляд на мир — у Пушкина можно поучиться мудрости, олимпийскому спокойствию в минуты опасности, отношению к женщине, — да много чему. Естественно, у меня есть Пушкин на книжной полке — десятитомник «Худлита» 1975 г., который сейчас читает моя дочь. На даче есть том избранной лирики, я его открываю на любой странице и читаю, нравится. Я поздно к Пушкину пришла, после тридцати, до этого мне были близки авторы с надрывом и надломом. А теперь я понимаю, почему он «наше всё», люблю лаконичность его прозы, язвительность эпиграмм и красоту стихов. Пушкин — это гармония, как в мире без нее? Будь моя воля, я бы возродила Пушкинские праздники поэзии в Александрове.
Евгений Хавтан, лидер группы «Браво»
Первое, что приходит на ум — «Евгений Онегин». Пушкин вечен — это не имеет отношения ни к современности, ни к моде, он просто есть и это данность. Я из СССР, того времени когда в каждой семье на полках была масса книг, и, конечно же, там был Пушкин. И все эти книги, вместе с Пушкиным, от родителей достались мне. Стихи будут в этом мире, до тех пор, пока люди будут влюбляться, мечтать и думать. Только на этом и держится сегодня мир, в котором мы живем.
Протоиерей Игорь Филяновский, настоятель Свято-Троицкого прихода Московского Патриархата г. Мельбурна (Австралия):
— В разные годы это были разные стихи. Конечно, мое детство, как и у многих, было пронизано цитатами из пушкинских творений. Сборник пушкинских сказок с ликующими иллюстрациями Владимира Конашевича был нашей настольной семейной книгой. Цвет и слово сливались в единый образ. Потом были навсегда затверженные строки из " Родной речи" — " Мороз и солнце; день чудесный!…" или «Унылая пора, очей очарованье…». А вот входивший в программу роман в стихах «Евгений Онегин» или прозрачная проза «Капитанской дочки» были оценены далеко не сразу, уже после окончания средней школы. Другими словами, я думаю, что у каждого возраста есть «свой Пушкин». Сейчас я чаще всего вспоминаю его поразительного по мощи " Пророка" и восхищенно-грустную «Осень». Наверное, пришло время для понимания этих строк…
Томики Пушкина стоят на моей полке. Среди них есть трогательные по простоте исполнения книги русских эмигрантских издательств. В самые тяжелые годы изгнания наши соотечественники не переставали помнить о великом поэте. Продолжали, по слову Ходасевича, аукаться именем Пушкина в наступающем мраке. Думаю, что эта перекличка продолжается и доныне. Пушкин надолго стал одной из важнейших опор для русской культуры не только прошлого, но и нынешнего века.
Не хочется говорить пафосно, но мне кажется, что в зрелых пушкинских творениях мы видим удивительное сочетание внутренней свободы вкупе с поэтической ответственностью перед написанным словом. Это и делает явление Пушкина по-прежнему актуальным. Как справедливо заметил архиепископ Сан-Франциский Иоанн (Шаховской): «Современность Пушкина и нестарение его зависят не от нового понимания литературы и жизни, но от зрелости человеческого духа, его движения вперед. Пушкина может победить или потерять лишь литература большая, чем Пушкин».
Евгений Викторов, александровский поэт:
— Первое стихотворение А.С. Пушкина, которое приходит на ум, это «Телега жизни» («Хоть тяжело подчас в ней бремя…»). Вероятно, это в первую очередь связано с моим возрастом, грузом прожитых лет и личным жизненным опытом.
Мне думается, что А.С. Пушкин всегда будет современен, пока существует русский язык и люди, говорящие на нем. Его творчество настолько светлое, настолько гармоничное по своей сути, что недаром впоследствии другой поэт, А.А. Блок, сказал о нем так: «Наша память хранит с малолетства весёлое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийств, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними — это легкое имя: Пушкин.»
Я считаю, у каждого нормального человека, говорящего на русском языке, должны быть книги Пушкина в домашней библиотеке. Есть они и у меня. Начиная от сказок поэта, которые читаю своим маленьким внукам, до «Истории пугачевского бунта». Не говоря уже о многих томах его гениальных стихов.
Стихи А.С. Пушкина очень нужны, хотя никакое искусство, по большому счету, ничему не учит и является в какой-то степени ересью с точки зрения определенных догм. Любая творческая личность, наделенная талантом, нам интересна своим видением мира, своим отношением к тем или иным вещам, явлениям, предметам… И если говорить о той самой гармонии, которой порой всем нам так не хватает, то в этом смысле А.С. Пушкин для всех нас недосягаем. Не зря говорят: выше Пушкина только Бог.
Что касается поэзии вообще, то я всегда с иронией и недоверием отношусь к тем людям, которые кричат всякий раз, что поэзия умерла, что она никому не нужна в наши дни. Как бы ни была, порой, тяжела наша жизнь, есть непреложная истина, что «не хлебом единым жив человек». Просто поэзии всегда столько, сколько на сегодня она востребована читателем. Поэзия и душа — это явления одного порядка. А душа, как известно, бессмертна…
Лариса Бутырина, сотрудник «Дорожного радио»:
— Какое стихотворение приходит на ум? «Евгений Онегин», конечно. В моей домашней библиотеке есть и полное собрание сочинений Пушкина, и отдельные издания. Нужна ли сейчас поэзия? Я думаю, нужна. Как не читать Ахматову, Цветаеву, Пастернака и других поэтов, которые ещё в начале ХХ века говорили о том, что и сейчас актуально. Это все вечное, было бы только время, чтобы возвращаться к этому. Время бывает, но, к сожалению, планшетик сейчас заменил многое. А еще стихи нужны для того, чтобы тренировать память. Обязательно читайте, учите стихи, и с памятью у вас всё будет отлично. И никакие таблетки не будут нужны. И еще, я думаю, что каждый должен быть в душе немножечко стихоплетом для того, чтобы выжить в этой жизни. И самому хотя б пару строчек на ночь глядя сочинить.
Подготовил Эдуард Егоров,
фото из архивов собеседников.
Пушкин нынче не актуален, нынче в топе — Вера Павлова. На худой конец — Владимир Вишневский.