Вы здесь
Главная > История и культура > История > Нужен ли в Александрове памятник Ивану Грозному?

Нужен ли в Александрове памятник Ивану Грозному?

Скульптор Василий Селиванов с макетом памятника Ивану Грозному.
Скульптор Василий Селиванов с макетом памятника Ивану Грозному.

14 октября 2016 г. в городе Орёл был установлен памятник основателю города Ивану Грозному. Эта акция была поддержана рядом общественных организаций и представителей государства, а также патриархом Кириллом. Памятник был освящен духовником патриарха старцем Илией. Несмотря на громкие протесты небольшой, но гиперактивной группы либерально настроенных граждан, большая часть жителей Орла приветствовала установку памятника.

То же самое повторяется и при реализации проекта установки памятника царю в Александрове: незначительная, но активная часть населения противопоставляет свое либеральное видение и русской истории, и будущего развития российской государственности мнению патриотического, но молчаливого большинства жителей города.

В связи с этим надо вспомнить, что подобная либеральная «общественность» недавно выступала против воссоединения Крыма с Россией, приветствовала переворот на Украине и активно сотрудничает с зарубежными фондами, ведущими работу по «демо-
кратизации» России. С этой антироссийской позицией связано и сопротивление установке памятника царю.

В романе Ч. Айтматова «Буранный полустанок» есть образ манкурта — человека, лишенного памяти и обращенного в раба. Но точно так же и народ, лишенный своей исторической памяти, превращается в коллективного «манкурта». Именно это пытаются проделать сегодня с народами России западные политтехнологи и их сторонники в России. Одним из способов противостояния «манкуртизации» является монументальная скульптура, которая во всех государствах служит средством патриотического воспитания. Наша страна имеет великую историю, события которой отражены в многочисленных памятниках историческим деятелям. К сожалению, из этого ряда выпал царь Иван IV — по той причине, что до XVIII века в России памятники ставить было не принято, а затем увековечиванию памяти Ивана Грозного препятствовало мощное антирусское лобби во властных структурах, начиная от Карамзина, восхвалявшего в своих записках о путешествии по Европе деятелей кровавой Французской революции и вплоть до Хрущева, свернувшего объективное изучение эпохи Грозного царя. По существу, только в наше время возникла ситуация, дающая возможность объективно оценить историческую роль Ивана IV.

Рассматривая личность Грозного, надо помнить, что это был первый русский царь, великий государственный деятель, заложивший основы современного многонационального и мультирелигиозного Российского государства присоединением Поволжья, Западной Сибири и части Северного Кавказа, когда в границах России оказались миллионы людей различных национальностей и вероисповеданий. Поэтому Россию времен Ивана Грозного на Западе стали называть империей.

О роли в истории политических деятелей надо судить по реальным результатам их правления. Если взглянуть на итоги царствования Ивана IV, то мы увидим, что за время его правления территория государства увеличилась почти в 2 раза — с 2,8 млн. кв. км до 5,4 млн. кв. км, были завоеваны царства Казанское и Астраханское, Ногайская орда, Северный Кавказ, Западная Сибирь, значительно увеличилось население России, введена выборность местной администрации, проведена судебная реформа, созданы сеть начальных школ и почтовая служба, организованы книгопечатание, первая в Европе регулярная армия, основано 150 новых городов и крепостей, построено более ста церквей и монастырей. Царь создал систему выборной местной администрации в сочетании с Земскими соборами, которая стала школой самоуправления для русских людей, что в последующем помогло народам России в условиях отсутствия высшей власти самостоятельно преодолеть Смуту и восстановить государство.

Что касается его «тирании», то за годы правления Ивана Грозного было казнено около 4-5 тысяч человек. Это ни в какое сравнение не идёт с разгулом жестокости западных правителей — современников царя Ивана IV. По распоряжению французского короля Карла IX в Варфоломеевскую ночь католики перебили 30 000 протестантов, в Англии за полвека были повешены 70 000 человек, в Германии в 1525 г. казнено 100 000 крестьян, а в Нидерландах убито 120 000 человек. Эти цифры доказывают, что особая «кровожадность» Грозного царя — домыслы фальсификаторов. Слухи об убийстве царем своего сына также недостоверны. Как писал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), на это «невозможно найти и намека во всей массе дошедших до нас документов и актов» («Самодержавие духа». СПб., 1995, с. 135).

Только с XIX в. стараниями зарубежных и российских ангажированных пропагандистов, в первую очередь Карамзина, в российском «образованном» обществе восторжествовал взгляд на царя как на «кровожадное чудовище», не имевшее себе равных в истории.

В результате Ивана Грозного лишили заслуженного места на памятнике «Тысячелетие России». Это тем более странно, что за рубежом не стесняются ставить памятники своим историческим деятелям, правившим чрезвычайно жестоко (испанскому королю Филиппу IV, залившему кровью Нидерланды или английскому королю Генриху VIII).

Все попытки объявить Ивана Грозного «особо кровожадным тираном» лживы и являются отзвуками антирусской пропаганды времен Ливонской войны, когда Россия противостояла агрессии западных стран. Советский историк Д.Н. Альшиц по этому поводу писал: «Число источников объективных… долгое время было крайне скудным. В результате источники тенденциозные, порожденные ожесточенной политической борьбой второй половины XVI века, записки иностранцев — авторов политических памфлетов, изображавших Московское государство в самых мрачных красках, порой явно клеветнически, оказывали на историографию этой эпохи большое влияние… В этих условиях и возникал подход к изучаемым проблемам, который можно кратко охарактеризовать как примат концепции над фактом». Т.е., говоря простым языком, преобладание домыслов историков над исторической реальностью.

Академик С.Б. Веселовский (1876-1952) так резюмировал итоги изучения эпохи Грозного: «В послекарамзинской историографии начался разброд, претенциозная погоня за эффектными широкими обобщениями, недооценка или просто неуважение к фактической стороне исторических событий… Эти прихотливые узоры „нетовыми цветами по пустому полю“ исторических фантазий дискредитируют историю как науку и низводят ее на степень безответственных беллетристических упражнений. В итоге историкам предстоит, прежде чем идти дальше, употребить много времени и сил только на то, чтобы убрать с поля исследования хлам домыслов и ошибок, и затем уже приняться за постройку нового здания». Что только сейчас и с большим трудом совершается в российской исторической науке.

Поэтому вопрос: «нужен ли в Александрове памятник Ивану Грозному?» имеет только один ответ: учитывая роль в нашей истории Ивана Грозного и города Александрова, очень странно не иметь памятника этому великому историческому деятелю именно на Александровской земле, где царь долгие годы жил и откуда полтора десятилетия правил Россией. Установка памятника Ивану Грозному в Александрове послужит увековечиванию памяти о том, что Александров был многие годы фактической столицей Российского государства, и даст дополнительный импульс развитию в регионе туризма, росту патриотизма и гордости за свое Отечество.

Вячеслав Манягин, член Союза писателей России, член Союза журналистов России.
Фото с сайта molva33.ru.

Глава администрации Александровского района Игорь Першин:

— Памятник Ивану Грозному, надеюсь, весной поставим. Но для этого нужно обустроить красиво набережную, где жители города смогут провести свое свободное время.

Заместитель главы администрации Александровского района по социальной политике Елена Шульга:

— После переносов сроков памятник хотели поставить в декабре, но сами инициаторы (общественная организация «Русский витязь») передумали. Просто не успели. Начались морозы, снегу нанесло. Постамент будет около четырех метров, и за месяц надо, чтобы он «отстоялся». Сначала будет благоустройство. Сначала надо отсыпать и выровнять площадку под памятник. Прежде, чем памятник ставить, надо постамент поставить. Пока говорим про апрель, а там видно будет, неизвестно, какая весна — может, в апреле еще снег будет лежать.

И снова: нужен ли в городе памятник Ивану Грозному

  • Да, это даст импульс развитию туризма, росту патриотизма и гордости за свое Отечество (67%, 62 Votes)
  • Нет, Грозный — это разорение, человеческие жертвы и катастрофы во всех начинаниях. (33%, 30 Votes)

Всего голосов: 92

Загрузка ... Загрузка ...
Оцените материал

Комментарии на “Нужен ли в Александрове памятник Ивану Грозному?

  1. У того, кто делал и покупал этот памятник, либо нет глаз, либо они болященькие. Такое уродство установить — наш город не любить!
    При этом, я за установку памятника, но только не такого!!!

  2. Чем быстрее поставят памятник, тем скорее благоустроят территорию, в России все делается при наличии стимула, а стимулом здесь и будет памятник, туристы его наверняка будут посещать и содержать аккуратно территорию вокруг памятника власти будут просто обязаны.

  3. Очень даже добротный памятник, никакого уродства не видно, Вы кто «неробот» — эксперт по скульптурным монументам, или местный доморощенный нигилист?

  4. С такими мерками «добротно-недобротно» можно оценивать табуретку, а не произведение искусства. А то, что сделал Селиванов — халтура. Сходите на форум Александров.ру, там можно найти посты, в которых содержатся элементы искусствоведческого анализа этого истукана. Не поленитесь.

  5. Можно подумать, что кто-то из этих «ценителей искусства» жили во времена Грозного и знают, как именно должен выглядеть первый русский государь, ясно, что у Вас нет своих аргументов кроме, как только ссылаться на мнение каких- то форумчан с Александров ру, а памятник повторяю ДОБРОТНЫЙ и отражает нрав царя Руси.

  6. А я считаю, что памятник Александру Невскому в Александрове никуда негодный, с его смиренной физиономией и считаю, что такая трактовка его образа неправдоподобна для человека, прославившегося битвой со шведами, кто интересно автор этого сооружения, что-то об этом СМИ умолчали.

  7. Тот что был в макете на фото намного лучше этого выхолощенного изваяния. Что мы видим в сухом остатке? Стоит грозный худощавый старик с торсом как у молодого юноши. Если этого кто-то не видит это его проблемы. Скульптура сделана на потребу дня: Хотели? Получите. Скульптора винить глупо за это. Скульпторы тоже люди и хотят кушать белый хлеб с маслом. Молодец что сумел ВПАРИТЬ плод своего труда.

  8. Господин Анонимно второй с низу. Не обязательно быть современником царя, чтобы знать, к примеру, как он одевался. То, во что одел царя автор, настолько далеко от исторической правды, что слово «добротно» тут и рядом не стояло. Во-вторых, этот скульптурный образ царя — карикатурная реплика с плаката «Ты записался добровольцем». Я остановлюсь на двух явных, бросающихся в глаза ляпах.
    Возможно эта статуя добротна, но лишь для того места, где она и стоит — у крыльца гостиницы, но не для городской набережной.

  9. Ну это Ваше субъективное мнение и соглашаться с ним совсем не обязательно, а какого «добровольца» навевает Вам его образ-это зависит от Вашего «интеллекта».Никто не знает и нигде достоверно не описано, как именно выглядел Грозный, так что оставайтесь со своим вымученным представлением и дальше.

  10. «Искусствоведческий анализ» вдруг обнаружили на Александров ру, еще не надоело фантазировать?)))

  11. Вам со своим «искусствоведческим» талантом самое время переключиться уже на обсуждение александровского памятника Александру Невскому, как он Вам?))

  12. Кстати, неробот, Вы пишите, что «за установку памятника, но только не такого», а какого осмелюсь спросить?… Памятник, поставленный в Орле ,соответствует Вашему воображению, или тоже не по вкусу? Сдается, что все эти придирки к памятнику только из-за того, что Вам и еже с Вами поперек горла вообще какой бы то ни было памятник Грозному , так прямо и скажите, зачем здесь ловчить и изворачиваться.

  13. Памятник в Орле сделан высокопрофессионально. Ни в какое сравнение с халтуройдля нашего города не идет.

  14. Неробот прав. Памятник действительно халтура.
    Для анонима, утверждавшего, что нет изображений царя:
    Изображения внешнего облика Грозного есть. Это и многочисленные парсуны( есть прижизненная в датском музее) и выполненная по черепу реконструкция Герасимова.
    Хотя памятник не портрет, внешнее сходство в нем не главное. Гораздо важнее как автор трактует личность увековечиваемого. В предложенном памятнике вообще нет ничего, что хоть как то бы отражало сложность и противоречивость образа государя, сложность исторического периода, в который ему выпало править,нет хотя бы минимальной авторской трактовки личности царя, нет отражения современных представлений о нем и его эпохе. Одним словом нет ничего того, что просто обязано быть в ЛЮБОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ произведении.
    Даже беглое сравнение с образом созданным Антокольским показывает вопиющюю бездарность и халтурность памятника.
    Зачем,зачем уродовать городское пространство убогой статуей, когда есть Александровская слобода — подлинный памятник эпохи Грозного, который о личности царя рассказывает гораздо больше, чем не пойми как сляпанное изваяние.
    P.s. Напишу сразу : 1. сотрудником Александровской слободы не являюсь 2. Считаю, что памятник Грозному в нашем городе вполне уместен. 3. Вакханалию с памятниками в городе , считаю проявлением некомпетентности администрации, не способной грамотно работать с общественными инициативами и управлять процессом. 4. Инициативной группе по установке памятника искренне сочуствую, ибо они стали заложниками нечистоплотных людей от «искусства» , которые дискредитировали изначально хорошую идею.

  15. Мне эта перепалка напомнила эпизод из фильма «О чём говорят мужчины», в котором герои обсуждают критерии измерения мастерства художников.
    Всё субъективно!

  16. Можно обсуждать сколько угодно схожесть датской парсуны, памятника Антокольского и изваяние Селиванова. Но! Памятник установят 29 апреля. И нас с вами не спросят. И повлиять тут уже, увы, нет возможности.

  17. И очень хорошо, что нет такой возможности, как и не было возможности детскую библиотеку не переводить из полуаварийного здания на Военной.

  18. Существует большое заблуждение, что оценка художественных произведений вещь субъективная. Есть вполне себе объективные критерии. Тем более для произведения выполненного в реалистической манере. И увы, этот памятник этим критериям не соответствует. Думаете почему Селиванов его дарит… :-) , да чтоб не выбрасывать.

  19. Дорогой ALEX, если бы не было критериев оценки художественных, литературных и других произведений искусства, то в русской культуре не существовало бы понятия «гениальный писатель или художник». Тогда в галерее Третьякова, коллекционировавшего лучшие произведения гениальных художников той поры, рядом с шедеврами соседствовала бы какая нибудь мазня или пошлые амурчики. Но этого к счастью, нет! То же касается литературы, архитектуры и проч. К тому же, зачем по-вашему художники длительно обучаются в учебных заведениях? Там они постигают основы художественной грамоты, которая ложится в основу их творчества и в дальнейшем приобретает черты индивидуальности.
    Так что — владение ТЕХНИКОЙ создания скульптуры не является признаком таланта! А созданная скульптура может быть халтурой и ширпотребом — именно так и произошло в данном случае.

  20. Анонимно, вы сравниваете несравнимые вещи. Бытовые условия размещения читателей. которые можно менять хоть каждую неделю и долговременное изменение городской среды, которое влияет на очень многое.
    Уже сейчас, даже на этом первоначальном этапе памятник,служит причиной общественного недовольства, которое в дальнейшем может быть использовано для разжигания негативных процессов.
    Ухудшает туристическую привлекательность города, т. к. представляет значимую ( вне зависимости от разных оценок вклада царя) фигуру русской истории в карикатурном виде.
    Портит своими низкими художественными качествами городскую среду в непосредственной близости от исторического ядра города.
    Выставляет городские власти крайне некомпетентными в глазах жителей и гостей города.
    Как так получилось, что при наличии трех музеев, имеющих в своем наименовании слово «художественный», клуба художников, в котором большую часть составляют художники профессиональные и есть несколько членов Союза Художников, не сумели сформировать компетентную экспертную комиссию по отбору достойного макета памятника. Такое «неумение» может означать только полную профнепригодность тех, кто отвечает в администрации за эти вопросы.Либо это сознательное создание очага напряженности в обществе с прицелом дальнейшего его использования для дестабилизации в преддверии президентских выборов.
    Здесь в комментариях постоянно горячо и нервно обсуждаются в общем то вполне рутинные вопросы городской жизни, которые при хорошем руководстве и грамотной разъяснительной работе со стороны властей совсем не должны вызывать никаких споров. А вызывают не только споры, но и весьма опасные в нынешней ситуации выводы, что власть не слышит, и не хочет слышать голос общества и решает все вопросы келейно и волюнтаристски, исходя из неясных обществу своих узкокорпоративных интересов.
    К чему привело такое поведение властей мы наблюдаем на примере соседнего государства.

  21. О том, кто такой настоящий художник и талант лучше всего рассказано в старом советском фильме «Приходите завтра».
    ALEX, посмотрите его внимательно, не как комедию о забавной девушке, а как фильм подробно рассказывающий о том, почему одно произведение шедевр, а другое халтура.

  22. Забавно, но факт, что вопросы о субъективности оценки художественных произведений стали особенно громко слышны с того самого момента, когда стал зарождаться рынок продажи художественных произведений. Да да, в ту самую эпоху индустриализации, рекламы и развития промышленного производства. :-)

  23. Аноним, а почему бы не сравнисать памятники Грозному и Невскому, это вполне сравнимые вещи, а насчет общественного недовольство памятником не преувеличивайте и не о каком использовании разжигания негативных последствий здесь не видется, если Вы на это не нацелены, что уже и пытаетесь тут делать.

  24. Анонимно, с нормальным, государственного образца. :-)
    Вас удивляет, что в городе есть искусствоведы? Напрасно, Александров не такая уж и дыра.

  25. Аноним, отсюда вывод — всё недовольство с установкой памятника инициируете и разжигаете Вы и Вам подобные, видимо, преследуя от этого свои личные цели.

  26. А что упомянутые вами памятники сравнивать. Они как братья близнецы по нелегкой судьбе. Что тот, что другой вызывали споры, письма в печать и в инстанции, а поставлены были волевым решением без художественной экспертизы.,
    Невский получше сделан, а вот поставлен неудачно. Стоит бедолага как охранник парковки у забора.
    А насчет разжигания недовольства, то не обольщайтесь никто не будет поначалу с фонарного столба лозунги кричать, начинать будут вот с таких мелких капелек. То тут, то там. А капля она и камень точит.
    То, что тут пара человек отписалось еще не значит, что все остальные меж собой промолчали.
    Когда на столбы полезут и памятники рушить будут, ахать и охать, что мало мнение общества слушали поздно будет.
    А мнение то простое, сделайте свое дело качественно, учтите мнение тех, кто в деле разбирается, а не пальцы гните попусту. И думайте хоть на шаг вперед. И не только про деньги, а и про нематериальное. А то хватаются за все бесплатное, а его то бесплатного и не бывает, ибо БЕС(но все таки)платно, просто в другую кассу.

  27. анонимно, вы наверно работник администрации, что так рьяно во всех темах ее защищаете.
    Да у меня есть свой личный интерес в этом обсуждении, и я его не скрываю.
    Я ХОЧУ ЖИТЬ В КРАСИВОМ ГОРОДЕ.
    Я ХОЧУ ЖИТЬ В ГОРОДЕ С ДРУЖЕЛЮБНОЙ АТМОСФЕРОЙ, а не там, где постоянно скандалят то по поводу памятников, то по поводу елок, то еще чего нибудь подобного.
    В городской жизни и в городском хозяйстве полно реальных проблем, которые надо решать, а не пытаться переключить общественное внимание на эти глупейшие споры.
    Я НЕ ХОЧУ, чтобы все эти дрязги вылились в события подобные тем, что мы наблюдаем в соседней стране.
    Других интересов нет.

  28. Успокойтесь, памятники в Александрове никто рушить не будет, тем более Грозному, слишком далекие исторические события, а от вандалов -хулиганов надо озаботиться защитить, камеры поставить и к полиции подключить и неужели думаете, что с теми «кто в деле разбирается» не посоветовались и памятник не прошел экспертизу.

  29. «с нормальным , государственного образца»)) Где Вы его видели этот образец?)) (с)
    В своих дипломах. Там так и написано. Причем во всех. :-)
    Если в вашем такой записи нет, то это не значит, что таких дипломов, как у меня, не существует. Они у меня старенькие уже, скоро станут антиквариатом. :-)

  30. Народ хватит спорить не о чем. Нам могут что угодно впарить местные чиновники под видом «шедевра». Чтобы создать хоть что-то стоящее должен пройти конкурс соискателей. После этого экспертная комиссия из профессионалов выбирает тот проект, который оказался наиболее удачным по задумке скульптора. Этого нет и в помине! Такие вещи обычно происходят, если есть возможность получить откат. Скорее всего это как раз тот самый случай? А мы тут копья ломаем…

  31. Ну рушить уже собирались или вы забыли недавнюю инициативу Горина.
    А насчет посоветоваться с теми кто разбирается, то тут и знать не надо. Если это убожество ставят, то не посоветовались. Ни один уважающий себя специалист под экспертным заключением об установки ТАКОГО не подпишется.

  32. Помимо случая с откатом есть еще один вариант, когда на все по.. .:-)….а тут даже не знаю что в конце поставить то ли ер, толи уй (мой французский слабоват)

  33. Ну да, ну да…. Камеры, сигнализацию подключить, чипировать недовольных. Знакомая песня. Этот мотивчик очень популярен у господ из всяческих местных советов общественных и депутатских, у господ из администрации, у владельцев отелей, ресторанов, газет, пароходов и их прихвостней: «Не хотите по-нашему? Заставим, будете делать как миленькие. А не подчинитесь, мы найдём способ вам отомстить». Увы, но мы живём в такой реальности. У власти — бездарные злонравные домохозяйки.

  34. Второй вариант: Отвлечь народ от воров при должностях Они поди ржут над нами, как мы здесь друг с другом бодаемся. Других не бывает в этой стране.

  35. В городе Белореченске (Краснодарский край) на здании районной администрации повесили большой портрет председателя совета министров СССР Иосифа Сталина. Об этом «Кубанским новостям» сообщил глава Белореченского района Иван Имгрунт.

  36. Ирина 07.06.2017 20:32:08
    Когда же и до нашей администрации доберутся силовые структуры.Совсем страх и совесть потеряли, памятник и тот поставить без приключений не могут. Вот оно образование главы, полученное за год, видно не всему успели его обучить за этот год.

    Татьяна 06.06.2017 10:26:57
    Позор нашей администрации!Сами для города ничего не хотят делать и то что дают другие достойно принять не могут.

  37. Неробот 21 января 2017

    Ага, простите, но в таком мутном деле как установка изваяний в нашем городе, ничего светлого найти невозможно.

  38. Топ-менеджер Роснано задержан за махинации на 700 миллионов рублей — Совсем страх и совесть потерял….

  39. Они же прекрасно понимают, что скоро все закончится КРАХОМ. Вот и ХАПАЮТ ртом и жопой! Подлые времена в России, не зря сегодня называют:Времена БОЛЬШОГО ХАПКА!

  40. Чему вы, НЕРОБОТ радуетесь? Скажу вам по секрету что в Александрове есть и СРАМНЕЕ памятники. Посмотрите Вв что превращен памятник павшим александровцам в ВОВ. Я много раз писал здесь об этом БЕЗОБРАЗИИ и никакого толку. Ребята из архитектуры, если это ваших пакостных рук дело, то грош вам цена. Вы если ничего не смыслите, как должен выглядеть памятник павшим в ВОВ, то объявите конкурс. Кто давал добро на установку ПОХАБНЫХ по цвету памятных досок? Вы же позорите город перед гостями нашего города. А во что вы превратили сам памятник? Выкрасив его в черный цвет, который сильно бликует на солнце. Это что «ноу хау» местных НЕДОУЧЕК из районного отдела архитектуры?Так что зря радуетесь, НЕРОБОТ. По другим памятникам, также ничего хорошего сказать нельзя. Такое же примитивное художество местных недоучившихся спецов из архитектуры. Самое смешное что УБОГОЕ состояние памятника павшим в ВОВ, никого даже из чиновников администрации не волнует. Если бы их он волновал, то памятник имел бы совершенно другой вид.

  41. Да, памятники у нас в похабном, с точки зрения эстетики, состоянии, вывески тоже, фасады зданий в центре аналогично.
    Это всё уже можно считать еще одним большим стилем под названием «провинциальный быдлоцизм».

  42. Александровское засранное поселение само по себе памятник грязи, помоек и всяческих неудобст для проживания.

  43. На незадействованный постамент у реки надо памятник Невскому перетащить и всем успокоиться, там ему самое место.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Я не робот.

Top
Adblock detector