В августе уходящего 2016 года в Александрове состоялся пленэр с участием художников из разных городов России и Белоруссии, который был реализован руководством отеля «Александров» совместно с Санкт-Петербургским центром гуманитарных программ. В благодарность за кров каждый из мастеров оставил одно из своих полотен в дар руководству гостиницы. Картину-подарок получил и Александровский художественный музей.
Во время пленэра гости-живописцы изобразили достопримечательности города и окрестностей. Единственным художником, изобразившим усадьбу купца Первушина, в которой размещается художественный музей, была Елена Демина из Дубны. Эта работа и была передана из рук художницы директору музея.
Художница рассказала о создании картины: «Нам назвали четырнадцать объектов, на которые просили по возможности обратить внимание. Что-то из них мы успели посмотреть, что-то — нет. А дальше мы выбирали. Дней было мало: день приезда, день отъезда, день выставки — можно не считать. В итоге — всего семь дней работы. Это был дождливый день. В усадьбе есть мастерская с деревянными наличниками, я туда и забралась. Но из-за этого мне пришлось немножко изменить композицию».
— Эту работу можно считать законченной?
— Для того чтобы это понять, нужно чтобы она «отстоялась». Проходит время, а дальше ты смотришь и понимаешь — да, здесь можно было бы сделать вот так-то. Берешь и правишь, при этом можешь даже «убить» работу. Либо ты убеждаешься, что ее не надо трогать, потому что все нарушится и потеряется. Можно сделать лучше, но уйдет все то, что ты хотел в момент ее написания. Поймал и держи! Эта работа, если она уже нашла себе «крышу» в музее, пусть живет в таком качестве. Наша задача художников — не фотографическая достоверность, как я это понимаю, а передать что-то другое — образ. Образ — это не значит «один в один», это внутренняя суть. Я изобразила образ портрета этого дома. Я люблю домики как портреты людей. Для меня это такой портрет, очень даже парадный.
— Остальные работы, которые Вы сделали во время пленэра в Александрове, — какова их судьба?
— По-разному бывает. Что-то может выставиться, что-то может быть продано, что-то может быть уничтожено, если я со временем обнаружу, что я из этого выросла, что мне это не интересно. И такое у меня бывает. Какие-то работы мне сейчас нравятся. Мне нравится, что я для себя какую-то задачу сделала. И мне радостно.
— Какие общие впечатления у Вас останутся о городе?
— Александров открывается не сразу. Первый день — недоумение — что же я здесь для себя «схвачу»? Я не люблю парадное и в лоб. Мне надо присмотреться. Я люблю найти с уголочка, со дворика. И поначалу немножечко подрастерялась. А потом… Александров открывается шаг за шагом. Чем больше я в нем жила, тем больше мне хотелось что-то сделать. Вот такое со мной произошло. А из негативного… Не как художник, а как турист, которого будут водить пешеходными маршрутами… Дороги, я не сказала бы, что в городе плохие, мы видели и похуже, они даже нормальные. А вот «зебры» пусть бы нарисовали. Это такое пожелание вашему городу. Я не думаю, что это так дорого, но их отсутствие так заметно. А все остальное у вас хорошо. И хочется даже еще приехать. В другое время года. Потому что открываются новые сюжетики.
Эдуард Егоров,
фото автора.