Двадцать шестого ноября во всем мире отмечается День сапожника. Праздник необычен: сейчас работу по производству обуви в основном делают машины и лишь за редким исключением — люди. В нашем городе одним из представителей профессии является Вадим Бабаян, основатель собственной мастерской по ремонту обуви.
Говорят, характер отражается на делах самым прямым образом. Наверное, именно поэтому работу Вадим делает качественно: он человек жизнелюбивый и добродушный. К журналистам, огорошившим его своим появлением в рабочий день, Вадим Бабаян отнесся с пониманием. В процессе интервью работу не прерывал: отвечал на вопросы, выдавал готовую обувь и чинил сапог. Да и как прервешься, если клиенты идут непрерывным потоком?
Мастерская Бабаяна расположилась напротив ТД «ЗОВ», в здании жилого дома. Рабочая обстановка самая уютная: по всему помещению развешаны декоративные лапти, сапоги. В тесном холле — диванчик и коллекция фарфоровых статуэток — подарки клиентов. О своей работе Вадим говорил с любовью. Такое отношение к делу не проходит бесследно: сапожник награжден грамотой главы муниципального образования г. Александров «За добросовестный труд и качественное обслуживание клиентов».
— Люди чаще ремонтируют обувь или покупают новую?
— Обращаются с ремонтом очень часто. Но всегда, когда ко мне приходят, я говорю, стоит овчинка выделки или нет. Если ремонт дорогой, а бабушка, к примеру, оплатить не сможет, — я сразу оглашаю стоимость, некоторым делаю подешевле.
— С каким ремонтом вы работаете чаще всего?
— Ставлю заплатки. Часто меняю набойки, они быстро изнашиваются. Подошва, бывает, переламывается пополам. Зимой актуальная проблема — молнии. Сейчас вся обувь стала плохого качества. Иногда люди приходят с якобы кожаной обувью — а она оказывается и не кожаной вовсе. Продавцы обманывают.
— Какой марки обувь тогда посоветуете? Страну-производителя?
— Стандарта нет. И у зарекомендовавшего себя производителя продукт может оказаться некачественным.
— Как давно вы работаете на этом месте?
— Лет семь. До этого десять лет работал в этом же доме в подвальчике. Когда начинал в 1993 году, работал учеником в «Леле» под руководством наставника — Михаила Дмитриева. Это было единственное в городе частное предприятие по ремонту обуви. Была еще муниципальная фабрика по ремонту и пошиву обуви, я потом туда ушел. Они шили нестандартную обувь, я там многому научился. Но ее закрыли.
— Трудно содержать свою «точку»?
— Да, большая аренда. Вообще, профессия сапожника требует от характера многого. Усидчивости, добросовестности, ответственности. Кто-то ножом порежет руку, увидит кровь и больше не может работать. Кто-то порежет сапог клиента, надо возмещать ущерб, это многих отпугивает.
— А у вас в роду были сапожники?
— Никого не было, я первый. До 1992 года я работал на радиозаводе, окончив наше училище № 4. Всё у меня было хорошо, но завода не стало, надо было искать работу, и я пришел в «Лель». Месяц проработал, сдал экзамен: отремонтировал сапог, показал директору, он работу мою одобрил. Отбор тогда был серьезный: кто-то прошел, кто-то нет. Я прошел.
— Бытует выражение «пьяный в стельку, как сапожник». Вы обижаетесь на такие слова?
— Не обижаюсь. Когда я работал на фабрике, многие сапожники пили. Они работали с клеем, кожей, другими материалами, организм плохо переносил тяжелый, резкий запах, и алкоголь помогал его заглушить. Материалы во многом остались прежние, но молодое поколение сапожников — да и мое поколение — не пьет. Это выражение осталось в прошлом.
— А высказывание «сапожник без сапог» правдиво?
— У меня на ремонт своей обуви времени не хватает. Жена иногда просит сменить набойки, приносит сюда, кладет на стол — и они лежат неделю, я не делаю, не доходят руки. Она уже смеется, говорит: давай я тебе заплачу. Действительно, сапожник без сапог!
— У вас есть постоянные клиенты, которые ходят из года в год?
— Полгорода таких. С каждым годом все больше и больше. Город маленький у нас, одному сделал хорошо — он всем скажет. А плохо сделаешь — будешь сидеть без зарплаты.
Хорошая обувь — существенная часть нашего имиджа. Давайте поблагодарим тех, кто экономит наши деньги, продлевая жизнь нашим любимым сапогам, ботинкам и туфлям. С праздником, сапожники!
Анна Белокопытова, Галина Ахсахалян.
Фото Галины Ахсахалян.
хожу в эту мастерскую лет пять. Даже не знала, что он Вадим, спасибо! Он хороший мастер. Добросовестный. Таких не встретишь сейчас.
Цены у него запредельные! Детские сапожки отдавать не стали. А купили клей-момент и … сами подклеили. А в 90-х была реально недорогая и хорошая мастерская на Ленина у светофора, а ещё и Дома Быта. ))))
Это точно , и что интересно, он оценивает сколько можно взять с того , или иного клиента по одежке, с меня лично за шикарные мои ботфорты за маленькие набойки на каблуки хотел запросить немалую сумму, но я принесла ему запасные набойки, приложенные при покупке сапог и он нехотя прибил их за 100 руб)))
я тоже два раза имел там проблемы. На мой взгляд, крайне неприятнейший сапожник. Давно перестал туда ходить. На улице Революции, в общежитии очень хороший мастер. Там все работы расписаны что и сколько стоит..
Розовые детские туфли зашил чёрными нитками…лет 8 назад…сделала выводы.
Тогда почему люди к нему идут непрерывным потоком? Шкаф для принятой в починку обуви снизу доверху заполнен. Разговаривать было нелегко, потому что всё время кто-то приходил: приносил обувь в ремонт, забирал из ремонта… У него каждая минута на счету, нам с Аней даже неловко было его отвлекать.
Спасибо, что назвали адреса других мастерских. Всё познается в сравнении. И туда заглянем. У нас раньше в Черёмушках был пункт приема, но уже давно его нет.
Потому идут , что во-первых на бойком месте находится у рынка, никакие лестницы преодолевать не надо, а для пожилых это важно, во-вторых конкуренция в городе по этому виду услуг слабая, мало кто этим хочет заниматься — перепродажа товаров приносит куда больший доход)))
Правильно, потому идут, что на бойком месте, что адреса других мастерских не знают, что «в Черёмушках был пункт приема, но уже нет» ….