День полиции (с 2011 года правильное название профессионального праздника «День сотрудника органов внутренних дел РФ») в нашем районе отмечался, как всегда, в самом крупном учреждении культуры города — ДК «Юбилейный». Звучали поздравления, вручались благодарности и подарки, был концерт… Ну, а накануне торжественного собрания мы встретились с исполняющим обязанности начальника отдела МВД по Александровскому району, подполковником полиции Виталием Петровичем Макаровым, который рассказал о трудностях работы своего учреждения.
Отпечаток 101 километра
Близость к Москве, безусловно, влияет и на жизнь населения Александровского района, и на работу правоохранителей. Для людей — это постоянные поездки в столицу на работу, для района — огромный приток иногородних отдыхающих, что влечет определенные проблемы, для районного отдела полиции — набеги «гастролеров», промышляющих кражами. Не скромно утверждать, что со сменой руководства полиции Александровского района людям стало жить спокойнее во всех отношениях, но передвигаться по улицам уже безопаснее. Для этого нами проведен анализ совершаемых преступлений и пересмотрена дислокация нарядов. Их маршруты строятся с учетом регистрации «горячих точек», то есть ППС идет туда, где в данное время наблюдается напряженная обстановка. Отмечу, что в охране общественного порядка огромную помощь оказывают казачьи патрули из Александровского станичного казачьего общества.
И если уличную преступность удалось сбить, то кражи по-прежнему являются бичом района. Самый их пик приходится на дачный сезон. В садоводческих кооперативах на территории района находится не меньше 50 тысяч домов (в том числе, богатых), и нигде нет охраны. Никакой — ни сторожа с берданкой, ни ЧОПа, ни сигнализации. Поэтому дорогостоящая бытовая техника, мебель, огородный инвентарь — лакомый кусок не только для местного криминалитета, но и для упомянутых «гастролеров». Летом у нас бывали дни, когда в глухих деревнях за сутки «вычищали» по четыре дома. Все просто: подгоняется «Газель», в нее грузятся понравившиеся вещи и, как говорится, ищи ветра в поле. К каждому дому полицейского не поставишь, поэтому не устаю повторять, что собственники сами обязаны заботиться об охране своего имущества. Москва дает приток правонарушений другого порядка: люди приезжают отдыхать, топят бани, зачастую расслабляются с помощью алкоголя, после чего возникают драки с нанесением телесных повреждений. Отсюда появляются пострадавшие, вызываются полицейские, составляются протоколы. Я уж не говорю о пожарах по пьяной лавочке, это настоящая беда. Из летних примеров вспомнились московские подростки, которые сколотились в преступную группу и «бомбили» продуктовые ларьки — брали немного: на раз погулять и попить пива.
Угнал, покрасил, продал…
Если говорить о резонансных преступлениях, то в начале ноября за выходные были совершены 2 тяжких преступления — разбойное нападение на пункт приема металла (недалеко от кафе «Старый город») и убийство. В первом случае преступник, угрожая ножом, напал на женщину-пенсионерку и заставил ее отдать денежную выручку 8 тыс. рублей. Подозреваемый разыскивается, и, скорее всего, он будет найден, потому что есть записи видеонаблюдения. Во втором случае, связанном с убийством предпринимателя Гусейнова 1962 года рождения, мотив преступления устанавливается, ведется следствие.
К преступлениям, которые были на слуху в августе-сентябре, можно отнести серию краж велосипедов. Заявления о пропажах двухколесного транспорта поступали в дежурную часть буквально через день. Сейчас вор задержан и скоро предстанет перед судом, но точку в этом деле можно было бы поставить раньше, если бы у людей, которые покупали у преступника перекрашенные велосипеды, было развито чувство гражданской сознательности. Смотрите, что происходило: по дворам ходил человек наркоманской наружности и предлагал недорого (всего за 2 тысячи рублей) купить технику, цена которой выше раз в 10. Вместо того, чтобы насторожиться и задать себе вопросы, почему перекрашен велосипед и почему так дешево стоит, люди радовались, что могут за бесценок приобрести хорошую вещь. В итоге скупой платит дважды: все ворованные велосипеды были изъяты. То есть их покупатели остались и без денег, и без техники, да еще придется ходить по судам — хорошо, что в качестве свидетелей. Хотя можно было бы дело повернуть иначе и привлечь людей за скупку краденого.

Было 600 человек, осталось 300
В нашей работе, конечно, есть и плюсы, и минусы. К последним относится катастрофическая нехватка кадров — как тут снова не вспомнить близость Москвы, куда мужчины уезжают работать в тех же правоохранительных структурах. К примеру, служба участковых уполномоченных — сильное подразделение, но один полицейский обслуживает от 4 до 5 округов. Сейчас там вместо 50 человек работает 25.
Кузницей кадров у нас считается ППС (патрульно-постовая служба). Если парень, пришедший туда, проявил себя, да еще и учится в вузе, его сразу направляют на оперативную работу. Хотя по каким критериям можно измерить важность того или иного подразделения полиции? Везде свои трудности, своя специфика, свои задачи. Скажу одно: раньше в Александровском отделе МВД личный состав насчитывал 600 человек, после реорганизации и сокращения осталось вдвое меньше. Исходя из численности населения района (порядка 120 тысяч жителей), 300 полицейских вполне в состоянии обеспечивать охрану порядка и сдерживать преступность. Однако следует учитывать фактор, о котором уже говорил не раз, — приток москвичей на выходные увеличивает население (особенно летом) чуть ли не до полумиллиона.
Меньше всего хочется жаловаться на свои проблемы, но мне кажется важным дать жителям района реальный и объективный расклад сил, чтобы они без дела не ругали сотрудников ДПС, ППС и других служб. Люди трудятся на пределе возможностей, не знают ни полноценного сна, ни такого же полноценного отдыха. И то, что они за небольшую зарплату работают в органах внутренних дел, этим самым каждый день совершают поступок, достойный уважения.
Единоначалие — это неплохо
У нас, как наверное все уже знают, состоялось слияние: под крыло полиции вернулись две службы — миграционная и подразделение по борьбе с наркотиками. Никаких амбиций при воссоединении проявлено не было — все мы взрослые люди и понимаем, что делаем одно дело. Служба, занимающаяся противодействием наркотикам, перешла под юрисдикцию уголовного розыска, миграционная осталась на правах отделения (как, например, ГИБДД), ею по-прежнему руководит И.Д. Николаев.
Ситуация, когда «все пирожки в одной корзине», мне, честно говоря, нравится. Произошедшее преобразование убрало ряд бюрократических механизмов, когда мы переписывались друг с другом, бумаги месяцами ходили по кабинетам и вылеживались в столах то одного ведомства, то другого. Сейчас все вернулось на круги своя, и принцип единоначалия неплох — есть, с кого спросить. И уж если вспоминать прежние времена, еще Пётр I, который 300 лет назад создал первое в России министерство внутренних дел, не зря включил в него все службы, существующие внутри государства: почту, пожарную охрану, медицину, полицию… Нынешнее МВД на это не претендует, но порядок там, где контроль.
В одной связке с администрацией Александровского района
— В отличие от города Гусь-Хрустальный, где служил два года после окончания академии (вообще-то, погоны ношу 26 лет и родом сам из Челябинска), здесь в Александрове с руководством района установились заинтересованные и деловые взаимоотношения. Взять, хотя бы, работу по установке видеокамер: на 2016 год у администрации района существует специальная программа «Безопасный город», которая будет действовать и в следующем году. В этом плане власть вместе с нами, что называется, смотрит в одну сторону, понимая, что там, где камеры, больше порядка. Хорошо, если бы такого мнения придерживались предприниматели и обычные жители многоквартирных домов, устанавливая наблюдательные устройства у магазинов и в подъездах. Уверяю, что сразу на снижение пойдет количество квартирных краж, колясок, оставленных на площадках, тех же велосипедов и прочего имущества. Будет спокойнее и у торговых объектов, возле которых покупатели оставляют автомобили, из которых тоже воруют вещи, магнитолы и т.д.
С администрацией было найдено взаимопонимание и тогда, когда зашла речь о приведении в порядок территории возле отдела МВД на площади перед памятником Ленину. Сейчас уже все привыкли, что на месте автопарковки установлены вазоны. Следующим обновлением стал ремонт фасада здания районной полиции. Словом, отношения с властью у полиции сложились. Надеюсь, что руководство района думает так же.
Записала Ольга Викторова,
фото Эдуарда Егорова.
Гусейнов — этот тот, что несанкционированной торговлей занимался, ставя где попало свои палатки? …