Вы здесь
Главная > История и культура > Культура > Образ Ивана Грозного в отечественном кинематографе

Образ Ивана Грозного в отечественном кинематографе

25 августа 1530 года в семье Великого князя Московского Василия III родился долгожданный наследник. День этот навсегда вошел в мировую историю. Младенец, названный Иваном, стал первым российским царем — Иваном Грозным, деяния которого стали судьбоносными для нашего Отечества.

Образ царя Ивана Васильевича, самодержца российского, одного из ярчайших личностей отечественной истории во все века привлекал и привлекает людей поныне. Этот интерес проявляется во всем. Сколько о нем сложено сказаний, песен, написано книг — не перечесть. Театральные постановки, оперы и даже балеты идут на подмостках страны. Каждый по-своему стремится постичь этого незаурядного человека-властителя, оставившего след в истории мировой цивилизации.

В 1908 году в России появился новый вид искусства — кинематограф. И одним из первых, к кому обратили свои взоры создатели кино, стал Иван Грозный. Этот было начало — пора «великого немого», когда техника была далека от совершенства, изображения на экране чередовались титрами, а весь ход киносеанса сопровождался игрой тапера на фортепьяно. В 1911 году царь Иван Грозный впервые появился в экранизации романа А.К.Толстого «Князь Серебряный». Имя и фамилия кинорежиссера неизвестны. Роль же царя исполнил актер по фамилии Георгиевский. В 1912 году французский кинематографист Кай Ганзен экранизировал повесть Лидии Чарской «Царский гнев», где роль Иоанна Васильевича сыграл Николай Васильев.

В окрестностях Москвы в конце августа 1915 года начались съемки фильма «Царь Иван Васильевич Грозный» (режиссер — А.И.Иванов-Гай, художник — В.Е.Егоров, оператор А.Винклер). Роль царя исполнил величайший русский оперный певец, непревзойденный бас — Ф.И. Шаляпин. У этого фильма были еще два подзаголовка: «Дочь Пскова», «Псковитянка», поскольку в основу его легла одноименная опера Н.А.Римского-Корсакова.

Сценическое воплощение опера получила в 1896 году, где Шаляпин исполнил заглавную партию Ивана IV. К этой роли певец готовился основательно. В своих мемуарах Федор Иванович вспоминал: «Я играл в «Пковитянке» роль Ивана Грозного. С великим волнением готовился я к ней. Мне предстояло изобразить трагическую фигуру Грозного царя — одну из самых сложных и страшных в русской истории…«Я не спал ночей. Читал книги, смотрел в галереях и частных коллекциях портреты царя Ивана, смотрел картины на темы, связанные с его жизнью». Результат не заставил себя ждать. Оперу ждал потрясающий успех. Особенно всех пленил образ царя. Пресса не скупилась на похвалы. Газета «Московские ведомости» от 19 сентября 1899 года писала: «Главным героем… был, конечно, г.Шаляпин, у которого роль Грозного является удивительным созданием по своей законченности и силе». В «Санкт-Петербургских ведомостях» 30 октября 1903 года отмечалось: «Его Иоанн Грозный ошеломляет, как нечто невиданное и неслыханное на оперной сцене… Его Грозный притом верен истории, до малейших изгибов этой души, соединявшей болезненную жестокость со страстным стремлением к правде… Открыть в злодее человеческие черты, указать, что в сердце Грозного были моменты просветления, когда он становился достоин любви, это — большая заслуга г.Шаляпина…» В то же время сам Ф.И.Шаляпин среди восторженных откликов выделял следующий: «И несказанно я был польщен тем, что мой театральный Грозный вдохновил Виктора Васнецова на нового Грозного, которого он написал сходящим с лестницы в рукавичках и с посохом. Комплимент такого авторитетного ценителя, как Васнецов, был мне очень дорог». (Копией картины В.М.Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный» можно полюбоваться на выставке «Образ Ивана Грозного в живописи» в музее-заповеднике «Александровская Слобода»).

Накопленный сценический «багаж» в опере «Псковитянка» Шаляпин использовал и при постановке фильма. Во время съемок отдельных эпизодов певец сам руководил постановкой. Премьера состоялась в октябре 1915 года. Не все в фильме понравилось Федору Ивановичу: малочисленность массовки, ошибки в написании титров и др. И тем не менее Шаляпин считал, что: «…все это не так важно, и инсценировку „Псковитянки“ я считаю добрым началом нового расцвета в кинематографии».

Одиннадцать лет спустя в журнале «Кино-фронт», №№ 2-3 за 1926 год, была опубликована статья режиссера Ю.В.Тарича (настоящая фамилия Алексеев) о планах подготовки к съемкам фильма «Крылья холопа», где он, в частности, писал: «„Крылья холопа“ — эта первая по времени грандиозная фильма из быта 2-ой половины XVI века. В первую очередь, пришлось собрать и изучать те вещественные памятники эпохи Грозного, какие еще сохранились, и подыскать натуру, годную для съемки. Подлинную архитектуру нашли в б.Александровской слободе (ныне Александровский музей) — архитектурные линии трапезной, где пировал Грозный с опричниками, звонницу XVI века, в которую он звонил, и др. … Для фильмы мы будем вводить большого масштаба макет Александровской слободы с деревянными постройками, а не каменными, как сейчас (работа архитектора Барановского), пытаясь … соединить, с помощью зеркал, макет с действием на натуре». Фильм, снятый Таричем по сценарию Т.К.Шильдкрета и В.Б.Шкловского, вышел в конце 1926 года. По мнению кинокритиков, это был один из лучших советских исторических фильмов. Роль царя Ивана Грозного сыграл талантливый драматический актер Леонид Миронович Леонидов (настоящая фамилия Вольфензон). Художник большого трагедийного дарования, широких философских обобщений, Леонидов воплощал на экране многогранные противоречивые характеры, показывал людей сильных страстей, к которым в полной мере относился и царь. В исполнении Л.М.Леонидова, Иван Грозный предстает натурой яркой, мятущейся, в которой сконцентрировался сгусток противоречий. С одной стороны, это человек, стремящийся ко всему новому, передовому, с другой — ортодокс, ратующий за сохранение сложившихся устоев. Фильм «Крылья холопа» повествует о судьбе талантливого самородка из народа. С историей об этом легендарном выдумщике, ставшем жертвой грозного царя, можно познакомиться, посетив выставки музея-заповедника «Образ Ивана Грозного в живописи» и «Александровская слобода. Легенды и были».

В суровые годы Великой Отечественной войны в сложнейших условиях проходили съемки фильма «Иван Грозный». Над его созданием работал мэтр советской кинематографии, режиссер с мировым именем Сергей Михайлович Эйзенштейн. Он создавал монументальную эпопею, повествующую о событиях XVI века. Первая серия фильма (1945 г. — Государственная премия СССР — 1946 г.) характеризуется фразой Грозного «Ради Русского царства великого». Идея объединения страны, единовластия определяла борьбу против регрессивных тенденций в отдельных слоях общества, вдохновляла на победу над Казанским ханством, помогала перенести беды — смерть жены Анастасии Романовны, измену друга князя Курбского. Вторая серия фильма была завершена также в 1945 году. Стержневой ее идеей была фраза «Един, но один». Достижение единовластия путем коварства и жестокостей обрекло царя Ивана Васильевича на одиночество, сомнения… Одна сцена фильма была решена в цвете. Сочетание красного, черного, золотого говорило о борьбе, власти, смерти. И тем не менее, идея трагической расплаты за победу в борьбе за власть была подвергнута резкой критике, несмотря на сильное и правдивое воплощение драматических коллизий, высокие достоинства актерской игры, музыки, изобразительного решения. Эйзенштейна обвиняли в излишней модернизации и идеализации. Ему было предложено изменить концепцию и переработать вторую серию фильма. Но в 1948 году Сергей Михайлович умер, и она пролежала «на полке» вплоть до 50-х годов. Вышла на большой экран лишь в 1958 году. Роль царя Иоанна Васильевича в картине сыграл талантливейший драматический актер Николай Константинович Черкасов (1903-1966), показав государственный ум самодержца, стремление к объединению в централизованное государство и вместе с тем кровавую жестокость, сменяющуюся иступленным покаянием. Графически выразительный внешний рисунок роли сочетался с глубоким проникновением артиста в сложный характер властелина. За эту роль в 1946 году Н.К.Черкасов был удостоен Государственной премии СССР. Фильм же до сих пор остается популярным, подкупает своей искренностью, мастерской передачей атмосферы грозненского времени.

В 1965 году на экраны страны выходит фильм-опера «Царская невеста», снятый режиссером В.М.Гориккером на основе одноименной оперы Н.А.Римского-Корсакова и либретто Л.А.Мея. Историческая канва произведения имеет под собой подлинную первооснову: 1571 год, Александровская слобода. Из двух тысяч красавиц, свезенных со «всея Руси», царь Иван Грозный выбирает одну — Марфу Собакину. По воле автора, в Александровской слободе кипят нешуточные любовные страсти. Здесь и безответная любовь, и коварство, и измена… Но, что самое интересное, среди действующих лиц отсутствует Иван Грозный. Чтобы подчеркнуть весь смысл происходящего, режиссер фильма вводит его в свою экранизацию. Это единственный персонаж фильма, у которого нет слов. Царь появляется в редких эпизодах: вот он проходит со свитой царедворцев; совершает конную прогулку и неожиданно встречает Марфу Собакину, в восхищении любуется ею. Роль Грозного исполнил замечательный актер П.П.Глебов, запомнившийся своим Григорием Мелеховым в «Тихом Доне».

В 1973 году кинотеатры СССР сотрясались от взрывов хохота. Демонстрировался новый киношедевр маститого комедиографа Л.И.Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», снятый по пьесе М.А.Булгакова «Иван Васильевич». Очень бережно, с сохранением всех сюжетных линий и ремарок автора, режиссер переносит события пьесы, написанной в 1935 году, в 70-е годы. Создатель «Мастера и Маргариты» не обращался более к «грозненской» тематике, а его любимой поговоркой была: «Он нервозен, как всякий Иван Грозный». И тем не менее в его сатирической комедии царь Иван представлен личностью, которой ничто человеческое не чуждо. Он увлекается женщинами, по отношению к ним благороден. Не терпит излишнего чинопочитания, а главное — радеет за Россию. Все это показано в фильме Гайдая. Наряд, в который облачен «гайдаевский» Иван Грозный, был позаимствован из гардероба костюмов, сохранившихся после съемок фильма Сергея Эйзенштейна. Царя и домоуправа Бунша с комедийной легкостью сыграл замечательный театральный актер Юрий Васильевич Яковлев.

90-е годы ХХ века отмечены выходом еще двух картин, где действующим лицом был Иван Грозный. В 1991 году появляется фильм «Царь Иван Грозный» (режиссер Г.Васильев), снятый по мотивам повести А.К.Толстого «Князь Серебряный». В роли царя — грузинский актер Кахи Кавсадзе. Эта картина была показана на кинофестивале в Каннах (Франция), а в России на широком экране практически не шла. Кстати, одну из главных ролей сыграл певец с трагической судьбой Игорь Тальков.

С 1989 по 1996 годы шли съемки кинофильма «Ермак» (режиссеры Владимир Краснопольский и Валерий Усков) о событиях завоевания Сибирского ханства и взаимоотношениях казаков с царем Иоанном Васильевичем. Государь показан в последние годы его правления. Роль Грозного исполнил известный киноактер Евгений Александрович Евстигнеев (09.10.1926-05.03.1992). В его трактовке царь предстает как человек мудрый, много переживший, терзаемый раскаянием за причиненное зло. Эта роль стала для великого мастера кино Е.А.Евстигнеева последней.

По-разному сложилась судьба фильмов. Ряд из них по-прежнему демонстрируется на широком экране и по телевидению, другие же, а их большинство, стали достоянием Госфильмофонда Российской Федерации. Но и в 21 веке, как в минувшем, не угасает интерес к личности великого государственного деятеля — первого русского царя Иоанна IV.

Почти одновременно в 2008 году два российских режиссера обратились к «грозненской» тематике. Андрей Андреевич Эшпай работает над 16-серийным телефильмом «Иван Грозный» (рабочее название) для телеканала «Россия». Снимаются в нем практически неизвестные широкой публике актеры. В роли Ивана Васильевича заняты сразу несколько человек. Грозного — мальчика, цесаревича, играет сын известного певца Андрея Макаревича — Иван, по словам Эшпая: «…в нем есть сходство, неистовость, эмоциональность». На роль царя в зрелом возрасте приглашен актер израильского театра «Гешер» Александр Демидов. О видении своего фильма Андрей Эшпай говорит следующее: «В Иване Грозном есть что-то от героев Достоевского, он удивительно амбивалентный персонаж. Я не знаю другого тирана, который бы так же искренне раскаивался в своих злодеяниях. А в первом русском царе безжалостность удивительно уживалась с набожностью, ясный ум правителя — с верой в то, что если перенести ад на землю, после смерти людей будет ждать рай. Так что картина про Ивана Грозного для меня — это, в первую очередь, возможность разобраться в человеке».

Известнейший кинорежиссер Павел Семенович Лунгин снимает фильм «Иван Грозный и митрополит Филипп». Помогают ему голливудский оператор-постановщик Том Стерн и французский звукорежиссер Стефан Альбине. В картине заняты многие ведущие киноактеры: Иван Охлобыстин, Александр Домогаров, Вилле Хаапсало и др. Роль митрополита московского Филиппа (Колычева) играет корифей советского кино Олег Иванович Янковский. Для Павла Лунгина Иван Грозный натура противоречивая: «Днем казнил, а ночами молился». «Похожесть» на царя он увидел в актере Петре Николаевиче Мамонове, когда снимал «Остров». О значимости самодержца П.С.Лунгин в одном из интервью, данном газете «Аргументы и факты», сказал следующее: «Тема Грозного — одна из основных для нашей страны, потому что именно он изменил всю российскую историю. Иван Грозный — это вечное искушение России».

Владимир Малов,
научный сотрудник музея-заповедника «Александровская Слобода».

4 (80%) 1 vote

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Я не робот.

Top
Adblock detector