В очередной раз поступив на лечение в александровскую больницу, я сразу обратила внимание на то, что вечером пациентам выдают кефир. Хорошенький, свеженький кефир. Есть ли другие изменения и что можно приносить в больницу из еды?
С 1 января 2016 года организация питания в больнице перешла под ответственность кировской компании ООО «Здоровое питание». Она выиграла конкурс, объявленный департаментом имущественных и земельных отношений областной администрации на «оказание услуг по приготовлению и доставке лечебного питания для стационарных больных АРБ». Теперь все стационары района (Карабаново, Струнино, Александров) и Каржача кормит одна компания, арендуя пищеблок АРБ в Александрове.
Особенности больничного меню с 1 января
Как почти профессиональный пациент и человек, который ответственно подходит к своему питанию, я имею достаточное представление о том, что пациентам-сердечникам полезно, а что — вредно. И новое меню вызвало вопросы.
Прежде всего, соль. Пища совершенно несоленая, соль стоит на столах. Раньше пища была очень слабосоленая, и пациенты волей-неволей ели несоленую пищу. Теперь, когда она несоленая вовсе, но соль в доступе, каждый солит, сколько хочет, и терапевтический эффект от малосоленой еды сходит на нет.
Раньше наше кардиологическое отделение закармливали гречкой и пшенкой, которые являются очень полезными для сердечно-сосудистой системы. Нынче же гречка и пшено резко урезаны в рационе в пользу макарон и гороха, пшеничной и ячневой круп! Бобовые, которые исключаются в рационе больных сердечно-сосудистыми заболеваниями, сейчас входят в их рацион в виде горохового супа раз в неделю и горохового пюре в качестве гарнира два раза в неделю.
Не могу сказать, что раньше мяса было принципиально больше. Но, в соответствии с принципами диетического питания, оно было отварное, тушеное, преимущественно в виде мелконарезанного гуляша или рагу с большим количеством подливы, в которой были и морковь, и лук. Мясо куриное и говяжье, была печенка. Рыба, в зависимости от повара, бывала разная, от вкусной до малосъедобной. Были омлет, запеканка и даже ленивые голубцы. В общем, белковой составляющей рациона набиралось прилично. Сейчас мясо присутствует преимущественно в виде котлет или биточков. В какой-то неопределенной форме. Повара сказали, что в состав входит 80% мясного фарша, 20% — молоко и хлеб. Понятно, почему котлеты или биточки бесформенные — в них нет яиц.
Курица сейчас запекается порционными кусками и получается сухая-пресухая. При этом — подлива, похоже, только по праздникам. Мы написали большое спасибо в пищеблок за обед, который повара сварили 8 марта исключительно потому, что второе блюдо выглядело нарядно, и в нем был соус.
Отдельно хочется сказать о калорийности. Первый раз за все время, проведенное в стационарах, я не наедалась. Первый раз просила принести мне в больницу вареную картошку, курицу или салат. Даже я, малоежка, была голодна! Что говорить о 100-килограммовых мужчинах с инсультами, ИБС и прочими сердечными проблемами! В холодильнике отделения лежали и куски сыра, и колбаса, и банки с домашней едой, вареные яйца. Невкусная, малокалорийная еда провоцирует нарушение диеты и сказывается на качестве лечения.
Что же можно приносить в больницу из еды?
Тут особых изменений нет. Согласно вывешенному списку пациентам в больницу можно приносить фрукты (яблоки, груши, бананы), соки (не более литра), копчёную колбасу, зефир и пастилу, галетное печенье, кисломолочные продукты, сухие завтраки, чай, кофе, сахар и хлебобулочные изделия. На практике оказывается, что при желании можно принести практически любое блюдо. Конечно если вы не лежите в инфекционном или родильном отделениях. Там все строже.
Плюсы тоже есть
Нельзя не сказать о плюсах. Прежде всего, разнообразились первые блюда. Борщ насыщенного цвета, красивый, вкусный. Рассольник интересный, рыбный суп очень спорен.
Следующий плюс — это овощи. В меню появились салаты из вареной свеклы и вареной моркови. Безусловно, это можно только приветствовать!
Компания «Здоровое питание»: мы кормим больных в соответствии с нормативами
После выписки я попросила о встрече руководство новой компании, занимающейся обеспечением больных нашего района едой. И очень благодарна им за то, что они согласились на нее и рассказали о своей компании.
Компания из Кирова, 10 лет занимается специализированным питанием. Из открытых источников Интернета я узнала, что контракт с александровской больницей — самый крупный у этой компании: на 64 млн. рублей, это 42% от всех госконтрактов компании. Следующий по объемам — кирово-чепецкая ЦРБ с объемом 28 млн. рублей. Таким образом, можно считать, что контракт с АЦБ вывел «Здоровое питание» на новый уровень, увеличив объемы их деятельности по лечебному питанию в два раза.
По словам руководителей компании, за одно койко-место контракт предусматривает финансирование — 165 рублей в день, срок контракта — 2 года.
Я внимательно изучила законодательную базу в первом приближении. Приказ Минздрава № 330 от 02.08.2003 и последующие нормативно-правовые акты признали диетические столы устаревшими, ввели понятие «номенклатура диет» и разделили их на три части: основная, специальная, индивидуальная.
Как пишут в методических рекомендациях: «Новая система стандартных диет назначается в зависимости от: нозологической формы заболевания, стадии и периода, степени тяжести болезни, наличия осложнений со стороны различных органов и систем».
То есть, поступает в отделение пациент с букетом осложнений, и доктор может назначить ему в рамках одной из основных диет специальный рацион, например, щадящую диету, если у него язва, а он в хирургии с переломом ног и рук.
Таблица норм стандартного питания — очень занимательная вещь. По закону, в сутки на стандартной больничной диете положено макаронных изделий всего 20 г в сутки, на неделю — 140 граммов. Забавно, да? Круп разных в неделю 0,5 кг, картофеля 1,4 кг, овощей 2 кг, из них капусты 1050 г, моркови 485 г, свеклы 350, лука 140 г, огурцов-помидоров 105 г. Предусмотрены и «другие овощи» — 350 г в неделю, они даже перечислены. Есть овощи соленые и зелень по 105 г в неделю. А свежими фруктами наше государство обязалось нас кормить килограммом в неделю. Говядины 90 г в день, т.е. 450 г в неделю, птицы — 157 г в неделю, а рыбы — 230 г. Есть сосиски и колбаса вареная 87 граммов (в неделю!). Есть творог, сыр, яйца, сметана. И даже — шиповник — 195 граммов в неделю!
Граждане аутсорсеры, вы сорок минут рассказывали мне, что у вас очень жесткие требования, что работаете вы строго в соответствии с утвержденной номенклатурой продуктов. И никаких отклонений вы просто не имеете права допустить. А почему такие допущения в остальных продуктах? Где 350 граммов других овощей? Где 105 граммов свежих помидоров на каждого? Где зелень? Неужели я за неделю в больнице съела полкилограмма говядины? Почему вместо 140 граммов макарон в неделю вы скармливаете пациентам по 200 граммов за раз! Молоко — по нормам его 200 граммов в день. А в рационе только один раз в день молочная каша.
Странности контрактного меню
Когда я заговорила о странностях меню, руководители «Здорового питания» сказали, что меню утверждается в контракте. Ну, что ж, посмотрим, какое меню утвердил больничный Совет по питанию. В документах госзакупок все желающие могут ознакомиться.
Все первые блюда — на костных бульонах! Что сердечникам вообще нельзя. Раньше были вегетарианские супы. Колбаса вареная — три раза в неделю, в общем объеме 140 граммов (по нормам 87 в неделю). Оказывается, нам давали яблоки и чуть ли не через день — отвар шиповника! Курица, оказывается, была отварная, и не рыбой нас кормили, а рыбными котлетами. Мимо меня прошел тушеный с мясом картофель. Как есть макароны отварные с паровыми котлетами без соуса, а на завтрак — геркулесовую молочную кашу с вареной колбасой? Это в каком бреду, какой ни разу не готовящий еду человек придумал все это? И как, и кто у нас в больнице такое мог утвердить?
Жалобы на питание есть, на температуру еды, что она холодная. Но это не пищеблок виноват, нет. Он отвечает только за температуру при отгрузке. В термосы все горячее заливают, а чего в отделении буфетчицы с едой делают, за это они не отвечают. То есть, по их логике, буфетчицы сидят в буфетной и усиленно остужают слипшиеся макароны. Не абсурд ли?
Это хорошо, что повара получают по 20 тысяч, никто не ворует продукты, что ремонт и какое-то новое оборудование. Но что за дрянь вы готовите в этих прекрасных, как вы говорите, условиях?
Да, больница — не ресторан и не кухня дома. За все годы никогда у меня не было претензий к больничной еде. Можете спросить об этом любую буфетчицу кардиологии. Но то, что происходит сейчас — возмутило даже меня.
Мы встречались с аутсортерами в одном из кафе города, они с аппетитом съедали блюда тамошнего шеф-повара — легендарного Давыдыча. Вот если бы он готовил в больнице еду из нормативных продуктов, она была бы вкусной и сытной. Ведь нигде в министерских приказах и законах не написано, что диеты обязательно должны быть невкусными. Тут дело в поварах и неграмотных диетврачах. Одни диеты не умеют составлять, другие — готовить. И руководство с них за это не спрашивает.
И конечно всегда остается возможность просить родственников и знакомых приносить еду в больницу из дома.
Ольга Рыженкова,
фото Ольги Бурлаковой.
Не, не вопрос, если Орлова заслужила медаль в неотложной медицине, то тогда понятно, почему все больничное начальство довольно едой в больницах. Козлы просто до мозга костей! ТЬфу!
На всероссийском совещании специалистов по гигиене детей и подростков Владимирскую область отметили в числе самых неблагополучных регионов, — сообщила замначальника отдела санитарного надзора регионального управления Роспотребнадзора Надежда Логинова на заседании координационного совета по организации летнего отдыха детей.
Фото пресс-службы Владимирского Профобъединения
Совещание по вопросам гигиены детей прошло 20 апреля:
«И мне там было очень не комфортно, не уютно по той простой причине, что Владимирская область прозвучала во всех “номинациях”», — заявила Логинова. Она сообщила, что «компанию» нам составили ещё 6-7 субъектов Российской Федерации, но не уточнила, какие именно.
На всероссийском уровне были отмечены следующие проблемы Владимирской области:
• не отвечающая гигиеническим требованиям вода;
• показатели исследований продуктов питания во владимирских школах, лагерях и детских хуже среднероссийских;
• калорийность блюд у нас в 4 раза выше, чем по стране;
• недостаточная освещённость в общеобразовательных учреждениях;
• состояние парт в школах.
«Мы “прозвучали” по всем позициям, — заявила Надежда Логинова. — Я понимаю, что это — цифры, это показатели, но за ними — здоровье детей».
Представитель Роспотребнадзора отдельно остановилась на проблеме калорийности питания владимирских подростков:
«Я даже не знаю, как выйти из этого замкнутого круга. Единственное, что мы уже сегодня утром обсуждали в управлении, этот вопрос, наверное, это уже крайняя мера, но мы все неудовлетворительные результаты калорийности будем передавать в правоохранительные органы, потому что другого способа борьбы мы не видим».
Надежда Логинова пояснила, что штрафы в размере 5 тысяч рублей за несоблюдение требований к калорийности детского питания никого больше не пугают. Даже если кто-то и заплатит такие смешные деньги, результат от этого не изменится: подростки получат несбалансированное питание. Причём это происходит повсеместно — в детских садах, школах, колледжах и техникумах, лагерях и оздоровительных санаториях.
Логинова считает, что надо усилить контроль за тем, из каких продуктов готовятся завтраки, обеды и ужины для детей, и как соблюдается технология приготовления пищи. Особенно в этом вопросе должны активизироваться муниципалитеты, так как именно они оплачивают питание несовершеннолетних.
Тезисы Надежды Логиновой развила директор областного департамента образования Ольга Беляева.
Главный педагог Владимирской области призвала муниципалов следить не только за квалификацией поваров или за тем, насколько правильно оформляется документация на закупки продуктов питания, но и за качеством поставленных товаров:
«Когда вы продукт привезли, кто его принимает и как принимает? Какого он качества? Может быть, повар прекрасный, и документ замечательный, и всё по правилам сделано, а кто принял продукт и посмотрел дату выпуска этого продукта? Соответствует ли он вообще тем требованиям, которые заявлены в контрактной документации? Вот за этим тоже нужно смотреть, а для этого должен быть определён человек грамотный, обученный».
Беляева разъяснила участникам совещания, что «чем ниже цена, тем хуже качество», и«ничего хорошего ты не можешь купить за три копейки сегодня».
Директор департамента образования администрации Владимирской области призвала муниципалов пристально следить за тем, чтобы в 2016 году в учреждения образования и лагеря не было поставок продукции, датированной 2013-2014 годами:
«Там и цена низкая, и продукт сто раз перезамороженный, ну и какая там калорийность вообще может быть? А если его ещё и повар сварил не так, как нужно, то всё понятно».
По мнению Ольги Беляевой, наладить контроль будет несложно, так как во Владимирской области нет гигантских оздоровительных учреждений на тысячи детей, так что объёмы закупок небольшие.
источник — зебра-тв.
А ведь тоже, наверняка, поставщики питания били себя в грудь пяткой и доказывали с пеной у рта, что все — по нормам, все — как надо.
Вот они — ваши нормы.
ОНФ [Общероссийский народный фронт], который в [две тысячи] пятнадцатом году проводил мониторинг в 71 субъекте Федерации для выявления проблем уровня оказания медицинских услуг, заявил, что проблемы во Владимирской области острее, чем во всех регионах страны, единственное исключение составила Курганская область…
По данным сенатора Антона Белякова, в 2016 году бюджетные расходы на здравоохранение во Владимирской области сократятся вдвое — с 16 до 8 миллиардов рублей…
Всякое финансирование во Владимирской области сокращается, а Медведев не устаёт хвалить Губернатора — видимо, за то, что во всем поддакивает Кремлю и все их вредные эксперименты с регионом принимает на ура))))
Путин обещал вновь открыть поликлиники в сельской местности, а в городе к специалисту не попасть…