Музей-заповедник «Александровская слобода» хранит уникальные документы. Самыми ранними и интересными из них являются четыре жалованные грамоты царя Фёдора Алексеевича Романова (1661-1682) Богородице-Рождественскому монастырю (Лукиановой пустыни), который находится в 15 км от современного г. Александрова.
Лукианова пустынь была одним из мест паломничества царской семьи Романовых. Богородице-Рождественский мужской монастырь выстроен в середине XVII столетия преподобным Лукианом на месте чудесного явления иконы Рождества Пресвятой Богородицы. Впоследствии монастырь назвали Лукиановой пустынью.
Жалованные грамоты царя Фёдора Алексеевича были выданы Богородице-Рождественскому монастырю из Приказа Большого Дворца и до поступления в музей хранились в храме Богоявления Господня.
Года выдачи двух грамот совпадают с годами посещения царем Лукиановой обители. Так, грамота «на пустошь Аминево…» датируется 13 апреля 1677 г., а дата приезда царя в монастырь — 19 сентября того же года; жалованная грамота «на пустоши Бекирево, Шадрино…» от 27 мая 1678 г., государь же молился в обители 21 сентября 1678 г. Наконец, грамота «на пустоши Пашково, Плечево… и др.», датируемая июнем (дата не проставлена) 1680 г., была пожалована монастырю после последнего царского посещения 15 сентября 1679 г. Грамота от 31 июня 1681 г. была выдана Лукиановой обители, видимо, после посещения царем Александровой слободы в 1680 г. (Тогда из-за ремонта храма царь Фёдор Алексеевич не заехал на богомолье в Лукианову пустынь).
Права и привилегии, даруемые жалованными грамотами, были большей частью результатом личной милости того или иного государя, его «жалованием» в буквальном смысле слова. Самая ранняя грамота 1677 г. была пожалована «на пустошь Аминево дворцового села Ивановского Хлуднева Переславского уезда». Грамота 1678 г. была выдана «на пустоши Бекирево, Шадрино, пустошь урочище Загляднино и мельницу на реке Малом Киржаче под деревнею Недюревкой Переславского уезда».
Двумя годами позднее (в 1680 г.) царь Фёдор Алексеевич пожаловал еще одну грамоту «на пустоши Пашково, Плечево, Чечкино, Востриково, Киниково, Балуево, Летолово. Харламово, Непейну, Обарино Малое, Обарино Большое, Филимоново, Княжево из дворцовых земель Старой Александровы слободы и села Рюминскаго Переславского уезда и на пустоши Мартьянку (Голубино), Малогино (Ластицино), Губино в Новосельском и в Гулятине станах Переславского уезда».
Последняя царская жалованная грамота, датируемая 31 июля 1681 г., была выдана «на пустоши Сидорова, Тщаниково в Новосельском стане, пустоши Рябинино, Карпово, Патрекейка, Гневышево (Волкуша) в Гулятине стане, полпустоши Перепечино в Огалеве стане Переславского уезда».
При новом государе жалованная грамота, выданная прежним, могла «стать не в грамоту», то есть утратить свою силу. В интересах самого грамотчика было добиться подтверждения грамоты от нового государя. Все четыре грамоты, хранящиеся в музее-заповеднике, подтверждены царями Иваном Алексеевичем (1666-1696) и Петром Алексеевичем(1672-1725) в начале их царствования в 1684 г. «строителю Евагрию».
Важнейшей функцией жалованных грамот было установление прав собственности. Содержание грамот говорит о значительном росте монастырских владений в XVII веке, а также о том, что Лукианова пустынь, как и Александровская слобода, пользовалась особым покровительством царей Фёдора Алексеевича, Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича.
Жалованную государем грамоту можно рассматривать не только как юридический документ, но и как своеобразное художественное произведение. Правила оформления грамот во второй половине XVII в. закреплялись законодательно. Для оригиналов царских жалованных грамот XVII в. употреблялся обычно лист большого формата, скреплявшийся вислой печатью красного воска на шелковом шнурке. На обороте листа писцом делалась «подпись» царского имени; ставились подписи приказных людей. Элементами красочного оформления текста были инициалы, заставки, полевые украшения. Жалованные грамоты второй половины XVII в. часто покрывались тканью. Легкая шелковая ткань прикреплялась для сохранения текста от выцветания.
Что касается печати, она не случайно имеет красный цвет. Именно красные печати «на воске» употреблялись для жалованных грамот, в то время как для грамот, определявших обязанности, использовалась черная печать. Выделение золотом титулатуры и имен царей также относится к традиционным элементам. Украшавшие грамоты XVII века заставки и цветочный декор могли быть полихромными, красными или, что более типично для документов того времени, золотыми.
В единственном экземпляре в коллекции документов представлена грамота с печатью, скрытой от глаз читателя «закрепой» (т.е. кустодией). Это — так называемая «отворчатая» печать. Чтобы увидеть изображение на печати, надо было ее «отворить», т.е. отогнуть кустодию. Отсюда, видимо, произошло название печати — «отворчатая». По мнению С.М.Каштанова, кустодией печати предохранялись обычно на очень торжественных актах, большей частью внешнеполитического предназначения.
Таким образом, жалованные царские грамоты в собрании музея-заповедника «Александровская слобода» принадлежат к наиболее важным типам актовых источников по значению содержащейся в них информации о землевладении Богородице-Рождественского мужского монастыря. Об особом статусе Лукиановой пустыни в конце XVII в. говорит рост монастырских владений, посещение монастыря царем Фёдором Алексеевичем, а также подтверждение грамот Иваном и Петром Алексеевичем. Кроме того, грамоты содержат много сведений по топонимике Александровского края.
Вера Никитина,
заведующая отделом фондов музея-
заповедника «Александровская слобода».