В выставочном зале музея-заповедника «Александровская Слобода» открылась выставка «Оживить натуру» московского автора Михаила Лайнера. В 2005 году он уже выставлялся в музее вместе с работами своего учителя Г. Д. Челака. Как и в прошлый раз, на выставке представлены тематические натюрморты.
Его натюрморты (в переводе с французского — «мертвая природа») — не просто набор выразительных предметов. Как отметила кандидат искусствоведческих наук Ольга Юшкова, в этих небольших по формату картинах сокрыт свой мир. В них всегда есть содержание. Они притягивают, вызывая желание смотреть картину. Созерцательная сдержанность, простота и ясность их образного строя создают атмосферу покоя и тишины.
Большая часть этих натюрмортов, расположившихся на стенах выставочного зала, была положена в основу романа Ирины Степановской с одноименным выставке названием. Главы книги имеют названия картин: «Натюрморт с рябиной», «Натюрморт с клоуном», «Натюрморт с раковинами. Хоровод». В своей прозе писательница Ирина Степановская раскрывает «тихую жизнь» натюрмортов Михаила Лайнера, а посетителям выставки, созерцающим подлинники в выставочном зале, предоставлена возможность своеобразного «оживления натуры».
Во время встречи с первыми посетителями выставки Михаил Лайнер рассказал, как появилась эта книга. Симпатии Ирины Степановской к творчеству художника послужили основой для создания романа. Интересное переплетение: каждый художник, который занимается натюрмортом, имеет какую-то отправную точку, но и сами написанные картины послужили толчком к созданию романа. У каждого художника есть своя интерпретация созданного, а автор текста интерпретировал его по своему. Но, по мнению Михаила Лайнера, это нисколько не ущемило изначального авторского замысла сюжета, а стало одним из основных достоинств романа.
Автор многочисленных романов и рассказов Ирина Степановская рассказала о том, что послужило толчком к их совместной работе. Ее всегда интересовал вопрос: действительно ли человек, который склонен к творчеству, что называется, «отмечен Божьей печатью» или это просто отличный склад ума ремесленника? И однажды, на выставке Михаила Лайнера, они вместе с автором выставки начали «тихонечко» обсуждать, почему разные сюжеты картин по разному «задевают» людей. И можно ли объединить все картины на выставке одним сюжетом? Писать картины или стихи по мотивам картин, пожалуй, не сложно. Но создать сквозной сюжет для работ, написанных в разное время и даже на основе впечатлений от пребывания в разных странах — вот это задачка посерьезнее. Невозможную, как казалось, поначалу задачу Ирина Степановская решила, придумав героя, который создавал бы картины. А создавая эти картины, обрисовывал бы еще свои жизненные ситуации и решал разные вопросы. Какую цену художник должен заплатить за известность и богатство? И что лежит в корне его потребности к творчеству — честолюбивый характер или просто зуд творчества?
Эти вопросы участники презентации смогли обсудить с авторами книги в традициях провинциального гостеприимства за чашкой чая. Ну, а тем, кто не был в этот день в музее, придется разбираться с этими вопросами (ну, конечно, если они вас волнуют) самостоятельно. Для этого нужно посетить новую музейную выставку Михаила Лайнера и разыскать не столь давно вышедшую книгу «Оживить натуру» Ирины Степановской.
Эдуард Егоров,
фото автора.