У каждой из профессий есть (или должен быть) свой профессиональный праздник. Ежегодно 21 февраля отмечается Всемирный день экскурсовода. Накануне праздника мы пообщались с теми людьми, которые имеют непосредственное отношение к этому празднику и задали им несколько вопросов. Как приходят люди к профессии экскурсовода? Какими главными чертами должны обладать люди этой профессии? Будет ли более востребована работа российских экскурсоводов в связи с международными санкциями в отношении нашей страны?
Людмила Рыбина, заведующая экскурсионным отделом Александровского художественного музея:
— У меня два высших образования. По первому я — инженер-радиотехник, по второму — искусствовед. Я десять лет работала на заводе имени 50-летия СССР. Когда музею-заповеднику «Александровская слобода» присвоили статус федерального, там стали набирать штат. Я пришла, попробовала себя и тут же перешла на работу, тогда еще переводом. Там я сочинила первую театрализованную экскурсию, потому как народ в начале 1990-х с хлынувшими на экраны всяческими ток-шоу перестал воспринимать академическую музейную подачу. Вот здесь очень важно музейщикам не скатиться до уровня балагана. И это, в первую очередь, зависит от экскурсовода.
Все что происходит в стране — касается и нас. В стране кризис — и у нас меньше групп. Карантин — у нас снижается посещаемость. Но если брать в общем — народ стал больше путешествовать по своей стране. Тенденция такая: стали больше ездить взрослые люди, и меньше — дети. Но дети стали меньше ездить еще и из-за запретов в связи терактами.
Идеальный экскурсовод — это тот, который может быть понятен любому «зрителю», начиная от детского сада и кончая 90-летним стариком. Привлечь туристов в музей может интересная выставка, театрализация и хороший экскурсовод. То, что может конкурировать с тем, что дети видят в Интернете. Штат и зарплата у совремнного экскурсовода невеликая. Приходится быть, как в поговорке: «и жнец, и швец и на дуде игрец». И пляшешь, и танцуешь, и шьешь костюмы, и занимаешься ремонтом. Эту работу просто надо любить.
Татьяна Бессараб, экскурсовод музея-заповедника «Александровская слобода»:
— Многие нынешние сотрудники музея-заповедника появились в штате с развалом городских предприятий в постперестроечное время. Я пришла из опытно-методической экспедиции, у меня геофизическое образование. Попала в музей, можно сказать, случайно. Потому что нравилась работа с людьми, возможность что-то давать людям и чему-то учиться от людей. Такая работа дает много в своем совершенствовании, в самопознании, всегда хочется знать чего-то новое и делиться этим.
Главные качества для экскурсовода — это знание, это коммуникабельность, это стрессоустойчивость, это гибкость и умение работать с каждой категорией людей. Приезжают люди с разным уровнем образования и разновозрастные группы. Поэтому экскурсоводу нужно учиться, учиться и учиться, чтобы знать ответ на любой вопрос любого экскурсанта.
Мария Белякова, сотрудник Музея истории железной дороги:
— Нашему музею в здании Александровского вокзала, созданному на общественных началах Советом ветеранов железнодорожного транспорта и профсоюзами, три года. Я в нем и экскурсовод, и методист, собиратель и хранитель. Я думаю, что экскурсоводу, в первую очередь, нужно знать, о чем рассказывать и уметь общаться с людьми, которые приходят. Публика приходит к нам разная: и школьники, и взрослые, местные и иногородние. Зимой меньше, летом, за счет московских дачников, — больше. Главная категория, все же, с которой мы работаем — ученики школ и воспитанники детских садов. Потому как одна из основных задач нашего музея — профориентация по железнодорожным профессиям. У нас много интересных для детской аудитории макетов: детям можно что-нибудь покрутить и, например, ударить в станционный колокол XIX века.
Константин Стафеев,
бывший внештатный экскурсовод музея-заповедника «Александровская слобода»:
— Я работал на заводе имени 50-летия СССР в Александрове и на текстильном комбинате «5-й Октябрь» в Струнине в качестве главного редактора многотиражки «Струнинский рабочий». В музей меня привела любовь к искусству. Пришел со своими стихами о храмах древнерусских, поговорил с Надеждой Шириней. А она мне предложила стать экскурсоводом, дала лекции. Месяца три я ходил, слушал музейных работников Надежду Шириню и Светлану Глейбман. Сдавал в Успенской церкви, где тогда была выставка по художественным изделиям из металла. Надежда Ивановна меня «благословила», и пошло дело. Шесть лет с 1984 по 1990 я почти каждые выходные проводил по две экскурсии. За экскурсию платили рубль с копейками.
Главное для экскурсовода — умение говорить и кругозор. Вопросы же могут быть какие угодно. С какими только людьми ни встречался как экскурсовод. Мне давали хорошие группы: члены москов-
ского правительства, преподаватели института дружбы народов. Был случай, я рассказывал о скульптурном портрете Ивана Грозного, воссозданного антропологом Михаилом Герасимовым. В группе оказалась его дочь. Подошел, спросил — все ли правильно изложил. Порадовался, что да.
Эдуард Егоров,
фото автора.
МЧСники на экскурсии?
Когда приезжает высокое начальство, то его обязательно ведут в музей.