3 декабря в зале под сводами музея сестер Цветаевых выступил бард Сергей Батуев — когда-то наш, а с 2007 года живущий в Санкт-Петербурге автор-исполнитель. Он представил новый диск «Арифметика жизни».
На диске двадцать песен разных лет. Музыку написал Сергей Батуев, стихи к одиннадцати песням авторские. Остальные песни на стихи Арсения Тарковского, Бахыта Кенжеева, Вячеслава Лейкина, Михаила Трегера, Виталия Калашникова и Галины Кипренко.
Сергей спел большую часть песен с диска, предваряя каждую небольшим комментарием. Например, песня «Не горюй» — это посвящение Владимиру Ланцбергу, которого нет с нами уже десять лет. Ланцберга Сергей считает своим учителем в авторской песне. Прекрасные стихи Кенжеева, которым музыка дала крылья, и они далеко и широко разлетелись. Сейчас поэт живет в Канаде. Вариант песни «Дворницкая» он слышал, когда приезжал в Москву, и лично одобрил.
Вячеслав Лейкин — петербургский автор, ведет литобъединение, является соавтором сценариев фильмов «Бакенбарды», «Окно в Париж» и других. Стихи у него остросоциальные и своей лирико-сатирической направленностью продолжают линию известных петербуржцев Саши Чёрного и Олега Григорьева.
Виталий Калашников, основатель поэтической «Заозёрной школы», автор гимна Грушинского фестиваля, погиб почти четыре года назад. «Ювенильный романс» на его стихи — бесспорная удача Сергея, и каждое ее исполнение — повод вспомнить хорошего поэта. Песня на стихи александровской поэтессы Галины Кипренко написана давно. По словам Сергея, он уже не раз слышал ее в другом исполнении, тоже любопытном, интересном.
Среди авторских песен много посвящений жене, Елене Батуевой, и Санкт-Петербургу. Песен Александрову из прекрасного питерского далёка почему-то не пишется. «У меня обычно рождается 2-3 песни в год, — пояснил Сергей. — Много приходится писать для капустников, юбилеев. Я считаю это нужным делом. Приходить без подарков негоже, и я стараюсь прийти с песней».
Так от песен с диска мы перешли к тому, что еще ждет своего часа: песням для детей на стихи Артура Гиваргизова, Олега Григорьева, Валентина Берестова, шуточным песням на случай и новым песням. Рассказал Сергей и о песне «Парижанка», написанной в 90-е годы, но вдруг обретшей новую жизнь. В ней Сергей, как всякий поэт, заглянул в будущее. Есть там строчки про Депардье (который теперь гражданин России) и, казалось бы, совсем абсурдная строчка про лирического героя: «и станет популярен он, как в Африке Кобзон». А вот поди ж ты — недавно в ЮАР с огромным успехом прошли гастроли неутомимого певца-стайера.
По традиции, Сергей закончил концерт песней на стихи Андрея Козловского «Нам хватит», затем поблагодарил понимающую чуткую александровскую публику, расписался на дисках и афишах и ответил на мои вопросы.
— Когда выходит диск, как проходят презентации?
— Диск вышел в феврале, и первая презентация была в феврале в старейшем клубе авторской песни Санкт-Петербурга «Восток». Она прошла очень хорошо. Интеллектуальная тусовка Питера немножко снобистская. Это и в Москве есть. Тебя могут и не принять, долго никак не воспринимают. А тут, наконец, услышали, люди стали подходить, благодарить за песни на стихи Кенжеева, Трегера. Михаил Трегер, кстати, мне подарил эти стихи («Как тает радуга» — прим. автора), потому что не видел в них мелодической основы. А когда я ему спел песню, он с удивлением сказал: «Да, получилось!» Я ее исполняю дуэтом с Алёной. Звучание дуэта — это ее заслуга. Она и со мной работает над вокалом, над дикцией.
— Это второй диск?
—Нет, третий. «Ювенильный романс» — это второй диск, а первым был магнитоальбом на кассете. Там были наполовину авторские, наполовину исполнительские песни. На дисках — полностью авторские.
— В современных стихах есть заведомо непевучие слова, но ты эти стихи берешь и поешь. Вообще, наблюдается стремление к прозаизации поэтического текста — это время диктует?
— Да, это есть. Наверно, это поиски новых вариантов, ощущений, красок в стихах. Ведь в принципе сложно что-то новенькое изобрести. Тут вопрос работы с формой, поиска внутренней рифмы. У меня самого сейчас стихи появляются, про которые говорят: «Как из этого можно сделать песню?» Допустим, песня про Обводный канал. Там рифма сложная, ритм. Но я начал делать, декламировал ее все время, потом начал напевать, выделяя важные места. И появилась песня.
— То, что ты исполнял сегодня — не самая легкая поэзия. Почувствовал ли ты понимание зала? Сейчас все хотят позитивного, но иногда и подумать о жизни надо!
— Да, этот диск я составил серьёзным. Что меня греет — я подарил этот диск одной женщине, и она сказала: «Когда мне плохо, я ставлю этот диск, и начинает светлеть». Печаль светла.
— В одной из прозвучавших сегодня песен была фраза: «И как всегда, надежда на детей». Сразу хочется задать вопрос о ваших с Алёной детях — Сергее и Алёне — младших. Они что-то делают в авторской песне?
— В музыке делают точно. Старший сын увлекся барабанами, окончил училище имени Мусоргского, эстрадное отделение, ударные инструменты. Работает в нескольких группах ударником. Два года помогал нашей студии как преподаватель гитары. Бумажная волокита начала его тяготить, он ушел в этом году, но все равно подстраховывает нас, когда мы выпадаем на какой-то период. Мы благодарны ему, он всегда откликается на наши просьбы, всегда поддерживает нас. На диске есть его гитара, его аранжировки. Алёна окончила институт культуры, работала в гостиничном бизнесе, в IT-компании как организатор, но она поет и играет для себя.
— Спасибо за сегодняшний концерт и за это интервью. Новых песен, новых дисков, всегда рады встрече!
Галина Ахсахалян,
фото автора.
Как легко и душевно пишет Галина Ахсахалян!
Ну так на же сама — поэт.
Про родственную душу поэта по-другому и не напишется )))
В Зале камерной музыки на ул. Институтской завтра с 16-00 будет звучать джаз!
«Темная ночь – только люди шагают в музей :-)
В ходе акции некоторые музеи, которые традиционно закрываются вечером, изменят график работы и распахнут свои двери с 16 до 23 часов.»
Кстати, там же завтра открывается новая выставка. Совершенно бесплатно можно будет увидеть работы тех художников и скульпторов из фондов музея М. и А. Цветаевых, чьи произведения хранятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Отличный был концерт — два часа живой музыки под старинный, хорошо настроенный рояль, да ещё и с комментариями маэстро-исполнителя джаза!!!