Вы здесь
Главная > История и культура > Культура > Дьяволица из Шотландии посетила Александров

Дьяволица из Шотландии посетила Александров

5 октября в Александрове незаметно для большинства горожан побывала вокалистка интернационального фри-джазового трио «Les Diaboliques» («Дьяволицы») Maggie Nicols (Мэгги Николс). По традиции, которую сложили своими упорными связями сотрудники музея Марины и Анастасии Цветаевых, музыканты мирового уровня приезжают к нам в рамках своих выступлений на столичном фестивале «Длинные руки».

Александровцам, по словам директора Цветаевского музея Льва Готгельфа, приходится довольствоваться «крошками» со столичного фестивального стола, но крошками очень щедрыми. Чаще всего — это полноценные концерты музыкантов мирового уровня, которые выступают в Александрове бесплатно. Или, как было в этот раз, — мастер-класс вокалистки трио «Les Diaboliques», приезд которого в Москву назвали явлением «абсолютно уникальным для московской импровизационной сцены». Дело в том, что все три женщины (Ирэн Швайцер — фортепиано, Мэгги Николс — вокал и Жоэль Леандр — контрабас), за плечами у которых множество разнородных проектов, живут в разных странах: Швейцарии, Великобритании и Франции. При этом Ирэн Швайцер предпочитает не покидать швейцарские границы. Но организаторам концертов в Москве каким-то чудесным образом удалось устроить эти гастроли, а цветаевским музейщикам не менее дивным способом заполучить на мастер-класс одну из «дьяволиц» в лице Мэгги Николс.

Добиралась она до Александрова с московским переводчиком-волонтером Александром демократическим способом — на электричке. Дорожная беседа была посвящена, в основном, первому русскому царю Ивану Грозному. По прибытии, отобедав среди винтажных интерьеров музея-ресторана «Спецбуфет», отправились посмотреть Александровский кремль — место, где 17 лет прожил тот самый Ivan the Terrible. Несмотря на то, что понедельник считается для музеев законным выходным днем, сотрудники музея-заповедника «Александровская слобода» любезно предоставили возможность гостье осмотреть не только территорию бывшей загородной резиденции московских правителей, но и заглянуть на выставку «Государев двор в Александровской слободе». Больше всего Мэгги Николс удивил подарок музея-заповедника в виде компакт-диска со стихирами (духовными произведениями) Ивана Грозного, который был вручен ей после рассказа о создании русским царем в Александровской слободе первой в стране консерватории. Как последовательная феминистка, она уважительно одобрила твердость характера английской королевы Елизаветы, к которой свои предложения о браке слал из Александровской слободы Иван Грозный. И, как уроженка Шотландии, несколько развеселилась, услышав от экскурсовода о том, что шотландские наемники, воевавшие в период Смутного времени в составе шведского корпуса Якоба Делагарди на стороне русского ополчения, после одного из поражений на поле битвы и задержкой жалованья, перебежали на сторону Речи Посполитой. Оценила Мэгги Николс и двухголосое попеременное пение священника и монахини, которое она услышала во время службы в Троицком соборе.

После небольшого отдыха состоялась встреча с певицей в Цветаевском музее. Экстренно собранная методом телефонного обзвона публика, так же, как и сами сотрудники музея, не знали, в какой формат может вылиться этот приезд. Мэгги Николс оказалась очень открытой и искренней гостьей. Сообразуясь со стилистикой «Les Diaboliques», она представила публике ироничный спектакль-монолог о своей насыщенной и бурной жизни, который во время работы переводчика снабжала импровизационным музыкальным фоном и танцевальными «па», в том числе и теми, которые изучила во время полугодовалой работы в знаменитом парижском кабаре «Мулен Руж».

MaggieПризнавшись в своей любви к диалектическому материализму и рассказав о том, что все люди, выучившие слова, умеют ими импровизировать в беседе, она приступила к мастер-классу. Во время него она попыталась раскрепостить публику и, коллективно объединив в импровизационный хор, показала азы импровизации уже музыкальной. Реагировали по-
разному, но непритворную похвалу от певицы получили все, не исключая директора музея Льва Готгельфа, которого, по его признанию, после попыток пения обходили все, кто его слышал.

Жаль, что в Александров не смогли попасть две другие участницы трио, которые прилетели в Москву разными рейсами. Но и от визита шотландской «дьяволицы» публика получила большое, несколько приправленное странностью и нереальностью происходящего, удовольствие. Причем — бесплатное. Билеты на полноценный концерт «Les Diaboliques» на следующий день в Москве стоили от тысячи рублей.

Эдуард Егоров,
фото автора.

Наша справка
Мэгги Николс (р. 24 февраля 1948 года в Эдинбурге) — шотландская фри-джазовая вокалистка, суфражистка и импровизационная танцовщица. В возрасте пятнадцати лет Мэгги бросила школу и начала работать танцовщицей в театре «Ветряная Мельница». Ее первые певческие опыты случились в стрип-клубе в Манчестере в возрасте шестнадцати лет. Примерно в это время она стала по-настоящему одержима джазом и пела с пианистом-би-бопером Dennis Rose. С тех пор ее выступления в клубах и пабах — как в танцевальных шоу, так и с лучшими джазовыми музыкантами — стали собирать толпы народа. К концу 1970-х Мэгги Николс стала активным борцом за права женщин и основала группу «Импровизирующих феминисток», с успехом гастролируя по всей Европе. Она также организовывала женский семинар «Противоречия» в 1980 году и занималась другими видами деятельности в различных средствах массовой информации, не забывая о музыке и танцах. Кроме того, на протяжении многих лет Мэгги Николс писала музыку к телевизионному сериалу, идущему в прайм-тайм, — «Женщины в спорте».

Оцените материал

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Я не робот.

Top
Adblock detector