На одном из совещаний в администрации области прозвучала информация о том, что губернатор Светлана Орлова поставила задачу ввести в 2015 году в сельскохозяйственный оборот 20 тысяч гектаров сельхозугодий. Цифра серьезная, и в числе районов, где есть резервы, был назван Александровский район. Вице-губернатор Роман Русинов, курирующий сельское хозяйство, сказал, что выполнение такой задачи невозможно без активизации деятельности местных властей. Поэтому мы и обратилась в сельхозотдел администрации Александровского района, чтобы узнать, как наша власть выполняет установки губернатора.
Живые и мертвые
Со статистикой по использованию земель района в отделе сельского хозяйства все в порядке, и где сколько всего пашется, сеется или просто зарастает лесом они прекрасно осведомлены. Это очень интересные цифры, из которых можно сделать много выводов и наблюдений. Прежде всего, потрясающая таблица работающих и неработающих сельхозпредприятий. Оказывается, в районе их практически поровну. Работающих — 13, неработающих — 11. При этом у «живых» предприятий в собственности 30 тысяч гектаров, а у «мертвых» — 20. Общая площадь земель, находящихся в собственности, в районе 77 тысяч гектаров. Разница в 27 тысяч набегает за счет собственников долей, личных подсобных, крестьянско-фермерских хозяйств и так называемых «прочих».
Итак, получается, что только в нашем районе, у неработающих хозяйств в собственности почти 20 тысяч гектаров. Это ровно столько, сколько Светлана Орлова требует ввести в оборот в ближайший год. Посмотрим на эти хозяйства поближе.
Самые большие землевладельцы из неработающих, это СПК «Годуново» и «Пламя», у них по 4 тысячи гектаров. Следом идет «Дуденево» — 3,5 тысячи и «Струнинский» — 3 тысячи га. Для сравнения. На таких же 4 тысячах га до сих пор работает «Карабанов-
ский», на 5 тысячах — «Правда», на 3 тысячах своих и 3 тысячах арендованных — «Мортадель».
У каждого из неработающих предприятий своя история смерти. Причем у некоторых — это буквальное убийство. Как пример, вспомним только историю СПК «Годуново», в котором инвесторы влезли со своими грязными помыслами и деньгами, в результате чего несколько сотен высокопородного и высокопродуктивного поголовья было отправлено на скотобойню. А работники фермы — в безработные. Об этом подробно писала наша газета. Такие же истории произошли в других сельхозпредприятиях района. Люди, развалившие колхозы, мало того, что не несут никакого наказания. Они еще и регулярно избираются депутатами Советов разных уровней. Это потрясающий феномен нашей действительности и всепрощающего русского характера.
Кому земли не хватает?
Но вернемся к нашим гектарам. Понятное дело, что земли неработающих сельхозпредприятий, если и используются, то совершенно незаконно, поскольку из сельхозназначения они не выведены, а в обрабатываемых по сельхозназначению не числятся. Там и надеяться не на что, поскольку не для того их прикарманивали, чтобы коров пасти и люцерну сеять.
Что касается работающих предприятий. Вот только тут и можно чего-то наскрести по сусекам, чтобы выполнить желание областного правительства. Давайте посмотрим, есть ли у них неиспользуемая, например, пашня. Есть, целых 5 тысяч гектаров. Удивил «Мортадель»: при наличии у СГЦ 2,5 тысячи гектаров пашни, ячмень и пшеница, по официальным данным сельхозстатистики, посеяны только на 1,3 тысячах гектаров. Это при том, что еще несколько лет назад владелец предприятия Николай Агурбаш показывал поля в 3 тысячи га!
Неожиданно в передовиках по использованию земель оказывается СПК «Правда». У этого предприятия 2,5 тысячи га посевов: 100 — под яровым овсом и 2,4 тысячи — под многолетними травами.
Общая картина такова, что с одной стороны есть работающие предприятия. С той или иной степенью успешности. Все они — животноводческие. В районной сводке нет ни одного гектара под картофелем и овощами. С другой стороны — есть неработающие сельхозпредприятия, земли которых ввести в оборот — задача явно на данный момент непосильная. Следовательно, если и можно увеличить площадь посевов, то только в работающих хозяйствах.
А вот работающим хозяйствам они нужны? Нужны им дополнительные корма, если им и этих хватает для существующего поголовья? Давайте увеличим поголовье! Да запросто, осталось только средства на закупку породного молодняка найти, дополнительные помещения под новое поголовье построить, техники для обработки земель добавить. А там и дополнительные работники, и расходы на ГСМ и т.п. Все бы это не страшно, и нормально можно было бы сделать. И стало бы СПК с увеличенным поголовьем получать больше молока. И что ему с этим молоком делать-то? Может, кто из областной власти молокозавод построит, да еще с хорошими закупочными ценами? Или каждое предприятие снабдит беспроцентными средствами на покупку мини-цехов, да еще и нишу в сетевых магазинах отвоюет?
В интернет-магазин Save Motor всегда большой выбор запчастей на мотоблоки, мототракторы и минитракторы. Магазин успешно работает с 2015 года. Опытные специалисты н только подберут нужные детали, но и развернуто проконсультируют, дадут ценные рекомендации по ремонту и обслуживанию техники. Обращайтесь https://sm-store.com.ua/
Настоящие точки роста агробизнеса
Светлана Юрьевна, вот зачем такие задачи ставить, а? Средства пообещали на раскорчевку заросших полей, например. Да они у вас неосвоенными так и пролежат. Может, самих сельхозников спросить — а чего им надо, чтобы они сами ринулись свои земли в оборот вводить? Может, реальные люди вам скажут, а не кабинетные аграрии, что не в посевных площадях дело, а в сбыте полученного продукта. Мясо, молоко — куда сдавать? Перекупщикам по 2 рубля продавать? Лаборатории, мини-цеха, консервные и колбасные заводы. Если все это есть, то аграрии сами все распашут, поголовье закупят и фермы построят.
Есть еще очень серьезный резерв. Это КФК и ЛПХ. Из данных статистики видно, что у этих собственников только в нашем районе 5 тысяч гектаров, а еще и паи граждан — 20 тысяч. Что на всех этих 25 тысячах гектаров делается? Ведь это примерно столько же, сколько в действующих колхозах. Где статистика на эти земли. Они тоже используются в сельскохозяйственных целях. Может, им оказать какую-то помощь. Настоящую, а не формальную.
А пока вышестоящие власти обходятся декларациями и пугают всех штрафами, муниципалитеты так и будут совершенно правильно поплевывать на их распоряжения с высокой башни. Конечно, — а что они могут сделать? Хотя… вполне могут. Раздать все земли под ДПК, под химические заводы, мусорные свалки, карьеры и т.п. А почему нет — все польза и денежки в районный бюджет.
Ольга Рыженкова,
фото автора.
Да кому нужны, эти гектары? А например таким, как бывший мэр города Симин))))
Ага, зато про Коркина-то уже запамятовали!
«Люди, развалившие колхозы, мало того, что не несут никакого наказания. Они еще и регулярно избираются депутатами Советов разных уровней.»((((
Имена в студию!!!!!!
А то Вы не знаете. Коркин — впереди всего этого списка!
Так они там вместе с сидельцем Симиным там тусовались — только отмазали их от взяток за землицу)))
М-дя… После прочтения статьи ощущение такое, что страна катится в тар-тарары. Этакие заматеревшие 90-е…
С учётом последних новостей о сокращении полиции и освобождении уголовников, то рисуется реально пессимистическая картина упадка в государстве.
Возрождение сельского хозяйства в Александровском районе, никогда не отличавшегося на этой ниве — утопия и абсурд. Одного командного хотения главы региона мало, нужно исходить из реальности. А реальность (соглашусь с Архипом Лукичем), если почитать этот материал, безрадостная и бесперспективная.
Вы меня удивляете, честное слово. Сельское хозяйство в Александровском районе всегда было развито в достаточной мере. Может, просто в то время Вы здесь не жили. А вот кто жил, тот знает, что животноводство, а, следовательно, и производство кормов в районе было всегда. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в Александрове был и успешно работал молокозавод и его продукцию до сих пор алекандровцы вспоминают как очень вкусную. Неужели кто-то думает, что сырье для молокозавода возилось в советские времена из-за границы или еще откуда-нибудь. Нет, он работал на местном молоке.
Вспомним еще и колбасный завод. Его сырьем снабжали тоже окрестные сельхозпредприятия.
Да, пшеница как на Кубани здесь не вырастет, и арбузы, как в Астрахани — тоже. Но сельское хозяйство — это очень обширная сфера.
Что изменилось сейчас в районе с точки зрения климатических условий, от которых зависит сельское хозяйство? Может, у нас похолодало или потеплело? Затопило или залило. Нет, тот же среднерусский климат. Следовательно то, что испокон века здесь росло, то и будет расти.
все остальное — антропогенное влияние, как то изменение приоритетов экономики, социо-культурные факторы и т.п.
Поэтому не надо относиться к тем. кто хочет что-то выращивать у нас, как к безумных утопистам и мечтателям. Они нормальные люди ))) Лучше купите у них молочка или сметанки )))
Если сейчас к нам на убой в «Луч» (не вы ли писали об этом?) возят скотину из Мордовии, то почему бы к нам в советское время не привозить молоко из какого-нибудь Юрьев-Польского?
Потому что сейчас у нас в районе (как опять-таки я писал) 12 действующих хозяйств и 10 недействующих. А в советское время все они были действующие. И земли сельхозназначения тогда использовались все, а не как сейчас 30%. Следовательно, и продукции было больше. Кстати. «Луч» — это постсоветское предприятие, ни по каким характеристикам несравнимое с бывшим колбасным заводом. Прежде всего, по мощности производства. Колбасного завода нет, а резать скотину надо. Вот и возникают полукустарные цеха.
А из Мордовии скот возят сюда потому, что там мясо рубить не выгодно. Они его все равно реализуют в Москве и Подмосковье. Проще сюда живым весом довезти, чем рисковать с рефрижираторами.
Это, кстати, еще раз доказывает, что сбыт в нашем регионе — очень хороший. Сельхозпроизводство вблизи мегаполиса — выгодное дело. И поэтому, например, совхоз «Правда» занимается откормом бычков, то есть мясным направлением, а не молочным. Как, кстати, и «Луч», у которого вообще скот чисто мясной породы. Они там своих коров даже не доят. Телята на родном молочке подрастают )))
Автор, Вам браво! А то у некоторых память короткая. Вон в Струнино московскому бизнесмену выгодно скотину забивать и перерабатывать. А нашим районным властям перерабатывающие к-ты и сельхоз.предприятия проще закрыть и перепродать, чем возрождать и получать дивиденты.
Вы возьмите интервью у Ряховского, Бережковой, Федулова — они расскажут о «выгоде» сельского хозяйства в Александровском районе, о легкости реализации и прочем «счастье». Продукция АЛКОМПа пользовалась спросом во время тотального дефицита, т.к. замены не было, а на самом деле делалось все из сухого молока, поэтому и конкуренции они не потянули. Сельское хозяйство в районе держалось на плановом ведении, надо было пахать и отчитываться.
Вы, пожалуйста, внимательнее читайте газеты. С Федуловым интервью делалось неоднократно. С Бережковой даже разговаривать не буду. Она хамит и не платит зарплату своим работникам. Вот к Ряховскому надо заглянуть. Давно не встречались. Спасибо, напомнили )))
Это раз. Во-вторых. Продукция молококомбината пользовалась спросом потому что она была качественная. Ее до сих пор вспоминают люди, которые были у нас проездом в постсоветскую эпоху. И, кроме того, восстановленное молоко использовалось тогда, когда не хватало цельного, например, зимой. Это нормальная технология, и не сомневайтесь, ее используют все современные молочные заводы, типа Лионозово или Данон.
Далее. Да, все держалось на плановой экономике. Потому что она такая у нас была. И как-то было молоко, сметана. Или Вы за этим всем, как за колбасой, в Москву ездили?
Если все держалось на плановой экономике, то почему мы только молоко местное пили (из сухого молока), а почему мы местную колбасу не ели?
Еще раз ))) Из сухого оно могло быть только когда зима и коровы снижают удои. И цельного молока на все производство не хватало.
А про колбасу ))) Не знаю, почему Вы не ели. Я — так за обе щеки уплетала с большим аппетитом. Как минимум краковскую и одесскую.