Вы здесь
Главная > История и культура > История > Глядя в усталые глаза святых…

Глядя в усталые глаза святых…

3 апреля в одной из московских клиник во время хирургической операции скончался искусствовед и реставратор Владимир Дмитриевич Сарабьянов. Этот человек был тесно связан с Владимирской землей: под его руководством проводились реставрационные работы храмовых фресок во Владимире, Суздале и Александрове.

В 1992 году Владимир Дмитриевич осуществил реставрационные работы по живописи в домовом храме Ивана Грозного Покровской церкви Александровского кремля. По итогам этой реставрации он выступил на научно-практической конференции «Памятники истории и культуры Александровской слободы», посвященной 480-летию ее дворцово-храмового ансамбля. Этот материал вышел в итоговом сборнике конференции в 1995 году. В нем В.Д.Сарабьянов проанализировал уникальную иконографическую программу росписей шатра Покровской церкви, не имеющую аналогий в древнерусском искусстве XVI-XVII веков.

Шатровые церкви XVI века, по его утверждению, как правило, не имели сюжетных росписей и ограничивались скупыми орнаментальными мотивами. Подробно изучив живопись шатра, обнаруженную в 1920-е годы, он сделал вывод, что их программа была создана в русле идей религиозно-идеологического характера, призванных обосновать законность и богоизбранность царской власти московского великокняжеского дома. В.Д.Сарабьянов: «Совершенно очевидно, что значительное место в росписи было отведено теме утверждения богоизбранности русского царя и самой России, которая осознавалась во всемирно-историческом процессе, как последнее и единственное истинно христианское государство, которому надлежит стоять до окончания веков. Иными словами, здесь нашел отражение весь комплекс идей, известный как ставшая в это время официальной доктриной теория «Москвы — третьего Рима».

Подбор святых, изображенных на фресках шатра, отсутствие триумфальности декоративных программ, обычных для царских построек Московского кремля, В.Д.Сарабьянов объясняет тем, что храм предназначался не для торжественных богослужений, а для уединенных молитв Ивана Грозного. А строгость и своеобразный аскетизм росписи объясняет, в первую очередь, внутренним состоянием царя, переживавшего глубокий душевный кризис после завершения новгородского похода.

Глеб Носовский, хорошо изучив эту замечательную работу В.Д.Сарабьянова, в своей очередной не ладно скроенной книге «Москва в свете Новой Хронологии», жонглируя фактами о том, что на шатре представлены как ветхозаветные старцы, так и первые русские святые, сделал странное заключение: «…роспись Покровской церкви прекрасно согласуется с нашей реконструкцией. Согласно которой ветхозаветные библейские персонажи и московские князья XIV-XVI веков не только жили В ОДНУ И ТУ ЖЕ ЭПОХУ, но часто были одними и теми же людьми. На страницах русских летописей они отразились как русские московские князья, а на страницах Библии — как библейские пророки и цари». А о теории «Москва — третий Рим», про слеживающейся на фресках шатра, он сделал и вовсе умопомрачительное заключение: «По нашему мнению, это была отнюдь не теория, а реальность. Великая = „Монгольская“, она же Ассирийская (русская) Империя распростерлась на огромных пространствах от Америки до Китая».

Вывод же, который сделал сам Владимир Дмитриевич Сарабьянов, более аргументирован и научен: «В научной литературе уже не раз высказывалось мнение о том, что шатер Покровской церкви были надстроен над более древним основанием храма в 70-х гг. XVI столетия, и к этому же времени исследователи относят и украшающие его росписи. Анализ программы декорации храма косвенно подтверждает эту датировку. Нарочитый ригоризм и строгость росписей Покровской церкви, присущий им драматизм, проявившийся и в их стилистическом своеобразии, отчасти совпадая с общими тенденциями развития искусства этого периода, все же в первую очередь отражали внутреннее состояние самого царя. Это дает основание считать начало 70-х гг. временем создания фресок, когда после завершения кровопролитного новгородского похода, Иван IV переживал глубокий душевный кризис, в частности проявившийся в полном мрачных предчувствий „Духовном завещании“, адресованном его сыновьям Ивану и Фёдору и написанном им в 1572 г. Таким образом, росписи Покровского шатра оказываются реальными свидетелями той чрезвычайно сложной духовной атмосферы, которая сложилась вокруг Ивана Грозного в один из самых драматических моментов русской истории».

Нам же остается в память о видном ученом работа, которая подчеркивает исключительность построек Александровского кремля, в которых жил и переживал душевные муки первый русский царь Иван Грозный.

Эдуард Егоров,
фото автора и с сайта strana.ru.

Наша справка
Владимир Дмитриевич Сарабьянов (1958 г.р.) — советский и россий-
ский художник-реставратор, главный искусствовед Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры Российской Федерации, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания. Представитель художественной династии Сарабьяновых, является автором 15 книг, соавтором известной «Истории древнерусской живописи» (2007), написал более сотни научных работ по истории древнерусского искусства и реставрации древнерусской живописи. Был членом Патриаршего совета по культуре.

Оцените материал

Комментарии на “Глядя в усталые глаза святых…

Добавить комментарий для Читатель Отменить ответ

Войти с помощью: 

Я не робот.

Top
Adblock detector